Как составить приказ о приеме на работу работника-инвалида?
Приказ о приеме на работу работника-инвалида не отличается структурой и порядком составления от приказа о приеме на работу другого работника. Как правило, приказ о приеме на работу издается по унифицированной форме Т-1 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы, перечисленные в ч. 1 ст. 65 ТК РФ.
В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).
Справка о наличии инвалидности не входит в число данных документов, таким образом, каких-либо особых документов работнику-инвалиду при оформлении приказа о приеме на работу представлять не требуется.
Медицинские документы, свидетельствующие о том, что работник является инвалидом, могут быть представлены им только по его собственному желанию.
При этом для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую им при создании таких мест (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ)).
Прием на работу оформляется трудовым договором. Работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ).
Как правило, приказ о приеме работника на работу издается по унифицированной форме Т-1 (утв. Постановлением Госкомстата России N 1), однако данная форма приказа не является обязательной к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Так, при оформлении приказа о приеме работника на работу в нем помимо прочего указываются:
• наименование организации-работодателя;
• Ф.И.О. и табельный номер работника;
• наименование структурного подразделения;
• должность (специальность, профессия) работника;
• размер тарифной ставки (оклада);
• размер надбавки (если она предусмотрена);
• срок испытания, если работнику устанавливается испытание при приеме на работу;
• условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.);
• основания приема на работу (трудовой договор).
Таким образом, указание каких-либо особых реквизитов в приказе о приеме на работу работника-инвалида трудовое законодательство не предусматривает.
Дополнительно отметим, что, если работник уведомил работодателя о том, что он является инвалидом, это влечет ограничения использования его труда и в зависимости от заболевания и присвоенной ему группы инвалидности будут различаться и ограничения в работе на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации. Все эти условия должны быть прописаны в трудовом договоре (ст. ст. 57, 224 ТК РФ, ч. 1 ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
Настоящее мнение не является официальным разъяснением и (или) нормативно-правовым актом.
Подготовлено на основе материала
Е.А. Ширшовой
Федеральная служба
по труду и занятости