Как учесть списание сувенирной продукции?
Стоимость списанной сувенирной продукции учитывается на счетах учета затрат, а списание может оформляться актом на списание или раздаточной ведомостью.
К сувенирной продукции относятся, в частности:
• материалы, раздаваемые бесплатно в рамках рекламных акций: пакеты, авторучки, буклеты, футболки, зонты и прочие предметы с нанесенным логотипом/названием организации или проводимого мероприятия - выставки, конференции, семинара и т.п.;
• кубки, памятные призы, раздаваемые работникам организации по результатам трудовой деятельности или соревнований.
Бухгалтерский учет
Сувениры приобретаются с целью рекламы
Сувенирная продукция, приобретаемая с целью рекламы, отвечает определению актива, так как используется в деятельности организации и способна приносить экономические выгоды, и соответствует понятию запасов (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
Списание сувенирной продукции, связанной с рекламой, в бухгалтерском учете может отражаться следующими записями (Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Принята к учету сувенирная продукция 10 60 Товарная накладная
Стоимость сувенирной продукции отнесена к расходам на рекламу 44 60 Акт на списание
Отражен "входной" НДС 19 60 Счет-фактура
НДС принят к вычету 68 19 Счет-фактура
Начислен НДС 91.2 68 Счет-фактура
Унифицированной формы акта о списании сувенирной продукции нет, поэтому организации следует самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующую форму (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Сувениры приобретаются не с целью рекламы
Имущество, не способное приносить экономические выгоды в будущем, не может быть признано активом организации (п. п. 7.2, 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России). По этой же причине сувенирная продукция, раздача которой не имеет под собой рекламной цели, по нашему мнению, не может быть признана запасами, так как не отвечает признакам запасов (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Стоимость сувениров, не признаваемых активом, признается в качестве расхода отчетного периода и отражается в отчете о финансовых результатах (п. 8.6.3 данной Концепции, п. п. 16, 18, 19 ПБУ 10/99).
Такой подход отвечает требованию осмотрительности, которое заключается в большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 6 ПБУ 1/2008).
Таким образом, стоимость сувениров сразу включается в состав прочих расходов при соблюдении условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, в периоде их приобретения (п. п. 4, 11, 18 ПБУ 10/99).
Списание сувенирной продукции, не связанной с рекламой (например, кубков, призов для работников), в бухгалтерском учете может отражаться следующими записями (Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Списана стоимость кубков, призов, переданных работникам 91.2 60 Акт на списание,
Раздаточная ведомость
Отражен "входной" НДС 19 60 Счет-фактура
Принят к вычету "входной" НДС 68 19 Счет-фактура
Начислен НДС 91.2 68 Счет-фактура
Унифицированная форма для списания памятных призов, кубков, переданных работникам, также отсутствует, организация может использовать, например, раздаточную ведомость.
НДС
Бесплатная раздача товаров является объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Следовательно, при раздаче в рекламных целях пакетов, авторучек, футболок с логотипом организации (имущество, отвечающее признакам товара) объект налогообложения по НДС возникает.
От налогообложения освобождаются операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). "Входной" НДС при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении не облагаемых НДС операций, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому у налогоплательщика нет права на вычет "входного" НДС, относящегося к стоимости бесплатно переданных сувениров, освобожденных от обложения НДС на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В общем случае стоимость сувениров, переданных работникам, также облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Налог на прибыль
Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, п. 16 ст. 270 НК РФ).
Кроме того, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21 ст. 270 НК РФ).
Так, расходы на приобретение кубков, памятных призов, переданных работникам организации, в целях налога на прибыль не учитываются.
При этом рекламные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Таким образом, если сувенирная продукция (авторучки, пакеты, футболки, содержащие логотип организации) распространяется в рамках рекламной акции, то расходы на приобретение таких сувениров могут быть признаны расходами на рекламу в пределах установленных норм (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). При этом сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).
Подготовлено на основе материала
С.А. Карабаш
ООО АУДИТ "ОПТИМА ГРУПП"