Скачать

Вопрос: Вправе ли таможенный представитель обратиться в ФТС России для получения предварительного решения о происхождении товаров, ввозимых в адрес российской организации?


Вопрос: Российская организация заключила внешнеэкономический договор о поставке товаров из Китая. В настоящее время указанная организация ввозит эти товары в Российскую Федерацию. При этом декларирование товаров с целью их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления будет осуществлять таможенный представитель, с которым российская организация заключила договор. Вправе ли таможенный представитель обратиться в ФТС России для получения предварительного решения о происхождении товаров, ввозимых в адрес российской организации?

Ответ: Таможенный представитель вправе обратиться с заявлением о получении предварительного решения о происхождении товаров, ввозимых в адрес российской организации, от имени этой российской организации и на основании договора поручения, предусматривающего совершение таможенных операций от имени российской организации, либо выданной ею доверенности.

Обоснование: В целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании по заявлению лиц таможенные органы принимают предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - предварительные решения о происхождении товаров, Союз), до таможенного декларирования таких товаров (ст. 32 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Порядок принятия предварительного решения о происхождении товара определяется ст. ст. 33 - 36 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанными статьями, - в соответствии с законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании (п. 1 ст. 33 ТК ЕАЭС).
Частью 2 ст. 22 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что заявление о принятии предварительного решения о происхождении товара подается в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заинтересованного лица, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или документа на бумажном носителе.
Частью 5 ст. 22 Закона N 289-ФЗ установлено, что в качестве заявителя может выступать лицо, отвечающее условиям, предусмотренным ст. 83 ТК ЕАЭС и ч. 4 ст. 100 Закона N 289-ФЗ, либо надлежащим образом уполномоченный таким лицом представитель. При этом Закон N 289-ФЗ не ограничивает круг уполномоченных представителей заявителя.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства - члена Союза:
- являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;
- от имени и (или) по поручению которого заключена сделка с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
- являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза;
- являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
То есть под определение термина "декларант" в рассматриваемой ситуации подпадает российская организация.
В соответствии с пп. 44 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель - это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица. Таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пп. 37 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС). В качестве таких действий может рассматриваться также процедура получения предварительного решения.
Согласно п. 2 ст. 401 ТК ЕАЭС отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Согласно п. 1 ст. 971 Гражданского кодекса РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Учитывая изложенное, ввиду того что таможенный представитель представляет интересы российской организации, обладающей статусом декларанта, он вправе обратиться с заявлением о получении предварительного решения о происхождении товаров, ввозимых в адрес российской организации, от имени этой российской организации и на основании договора поручения, положения которого предусматривают возможность совершать таможенные операции от имени российской организации, либо доверенности, выданной этой российской организацией.

Н.А. Дубинский
Учреждение образования
"Витебский государственный
технологический университет"
24.02.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!