Вопрос: Возможно ли в контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ, включить условие о том, что работники подрядчика, работающие на территории и в здании бюджетного учреждения, должны быть привиты от COVID-19 (иметь действующий сертификат) или иметь отрицательные тесты на COVID-19?
Ответ: У заказчика в случае привлечения к исполнению контракта работников исполнителя (подрядчика) в рамках Закона N 44-ФЗ на выполнение работ (оказание услуг) в сферах, указанных в нормативно-правовых актах субъектов РФ, есть правовые основания требовать от участников закупки подтверждения информации о вакцинации привлекаемых к исполнению контракта работников в пределах указанной в нем численности, но правовых оснований требовать справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования работников исполнителя или привлеченных исполнителем физических лиц - соисполнителей на COVID-19, у заказчика не имеется.
Обоснование: Требования к участникам закупки установлены ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) также предусмотрено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 Закона N 52-ФЗ, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Статьей 10 Закона N 157-ФЗ предусмотрено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 N 125н) Приказом Минздрава России от 03.02.2021 N 47н внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной (см., например, Письмо Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ).
В настоящее время только работодатели ряда субъектов РФ и в ряде отдельных сфер должны вакцинировать от коронавирусной инфекции определенный процент работников.
Следовательно, у заказчика в случае привлечения к исполнению контракта работников исполнителя (подрядчика) в рамках Закона N 44-ФЗ на выполнение работ (оказание услуг) на территории субъекта РФ, в котором имеется действующее соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), есть правовые основания требовать от участников закупки подтверждения информации о вакцинации привлекаемых к исполнению контракта работников в пределах указанной в постановлении главного санитарного врача численности от общего числа.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний. Также согласно ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Подпунктом 1.1 п. 1 МР 3.1/2.2.0170/3-20 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников. Методические рекомендации", утвержденных Письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15, рекомендовано в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) осуществлять следующие меры: организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.).
Следовательно, по нашему мнению, у заказчика в случае привлечения к исполнению контракта работников исполнителя (подрядчика) в рамках Закона N 44-ФЗ на выполнение работ (оказание услуг) есть правовые основания требовать от участников закупки ежедневного подтверждения того, что у привлекаемых к работе лиц отсутствуют повышенная температура тела и/или признаки инфекционного заболевания.
Нормативно-правовых актов, обязывающих работника или исполнителя по гражданско-правовым договорам пройти медицинский осмотр и представить справку о состоянии его здоровья по вопросу об отсутствии заболевания COVID-19, нет.
Таким образом, по нашему мнению, у заказчика в случае привлечения к исполнению контракта работников исполнителя (подрядчика) в рамках Закона N 44-ФЗ на выполнение работ (оказание услуг) в сферах, указанных в постановлении главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) (в случае его вынесения), есть правовые основания требовать от участников закупки подтверждения информации о вакцинации привлекаемых к исполнению контракта работников в пределах, установленных таким постановлением, также имеются правовые основания требовать от участников закупки ежедневного подтверждения того, что у привлекаемых к работе лиц отсутствуют повышенная температура тела и/или признаки инфекционного заболевания. Но правовых оснований требовать справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования работников исполнителя или привлеченных исполнителем физических лиц - соисполнителей на COVID-19, по нашему мнению, у заказчика не имеется.
Ю.М. Костюченко
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр
01.10.2021