Как организовать структуру бухгалтерии?
Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером или другим должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а ее структура определяется работодателем самостоятельно в зависимости от вида и масштаба деятельности, территориальной расположенности организации, уровня автоматизации, организации труда.
Структурные подразделения, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц отражаются в штатном расписании, которое утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов организует руководитель организации. Он обязан выбрать и утвердить приказом один из вариантов:
• возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;
• заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
• принять ведение бухгалтерского учета на себя (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)) (ч. 1, 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
При этом руководитель бухгалтерской службы при ее организации должен учитывать обязательные требования Закона N 402-ФЗ, иных нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, требования НК РФ в части:
• организации ведения бухгалтерского учета, налогового учета и хранения учетных документов;
• разработки учетной политики организации;
• регистрации в первичных учетных документах каждого факта хозяйственной жизни, последующего обобщения их в регистрах бухгалтерского и налогового учета и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• инвентаризации активов и обязательств;
• соблюдения кассовой дисциплины;
• требований к бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, ее составу, периодичности представления;
• организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, к основным трудовым функциям главного бухгалтера можно отнести формирование учетной политики, организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета, налогового и управленческого учета. Остальные функции могут быть делегированы подчиненным.
Перечень трудовых функций, требования к образованию и квалификации для должности "Главный бухгалтер", "Бухгалтер" определены в Профессиональном стандарте "Бухгалтер", утвержденном Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н, и в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник).
Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации производных должностей (старших, ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений), согласно п. 7 Общих положений Справочника, определяются на основе данных базовых должностей, содержащихся в Справочнике, и регулируются локальным нормативным документом организации, например положением о бухгалтерии.
На практике обычно выделяются отдельные функции (направления работы), которые, в зависимости от объема работ, могут выделяться в участки и могут быть закреплены за конкретным работником и/или группой работников. Участки могут распределяться следующим образом:
• заместитель главного бухгалтера/старший бухгалтер. Должностные обязанности - расчет себестоимости товаров (работ, услуг), налогов (НДС, прибыль), представление налоговой отчетности;
• бухгалтер по заработной плате. Должностные обязанности - расчет заработной платы, пособий, отчислений в фонды, представление отчетности по НДФЛ и страховым взносам;
• бухгалтер по операциям с денежными средствами. Должностные обязанности - отражение операций с денежными средствами по расчетным счетам, кассе, расчетов с подотчетными лицами;
• бухгалтер по расчетам. Должностные обязанности - отражение расчетов с поставщиками и покупателями, другими кредиторами и дебиторами;
• бухгалтер по основным средствам. Должностные обязанности - бухгалтерский и налоговый учет основных средств, амортизация, строительство, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог.
Организационная структура, состав должностей и штатная численность работников бухгалтерии определяются исходя из фактических объемов работ, которые могут существенно отличаться в зависимости от вида и масштаба деятельности, а также территориальной расположенности организации, уровня автоматизации учета, уровня детализации управленческого учета и др.
При увеличении масштаба и направлений деятельности увеличиваются число хозяйственных ситуаций, внутренний документооборот в организации и, как следствие, усложняется процесс ведения бухгалтерского учета, растет численность работников бухгалтерии. Наличие филиальной сети также отражается на составе специалистов службы, а именно: возникает потребность в специалисте-методологе, разрабатывающем единый подход ведения бухгалтерского, налогового, управленческого учета, а также специалисте, осуществляющем консолидацию учетных данных. Налоговый учет, оптимизация налогообложения и работа с налоговыми органами могут быть выведены из-под обязанностей бухгалтерии и переданы отдельному подразделению.
Подготовлено на основе материала
С.А. Карабаш
ООО АУДИТ "ОПТИМА ГРУПП"