Скачать

Вопрос: Каковы особенности оформления экспорта товаров в Казахстан?


Каковы особенности оформления экспорта товаров в Казахстан?


При экспорте товаров в Казахстан отсутствует необходимость декларировать вывозимые товары и уплачивать в отношении их вывозные таможенные пошлины. Меры нетарифного регулирования также не применяются.
Заключенный внешнеторговый контракт требует постановки на учет в общем порядке в уполномоченном банке, также требуется правильное оформление товаросопроводительных и транспортных документов. Экспортер обязан представить статистическую форму учета перемещения товаров.
При экспорте в Казахстан налогоплательщиком на ОСН применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а налогоплательщики на УСН не признаются плательщиками НДС (применяется общий порядок для экспорта товаров с территории государства - члена ЕАЭС).
Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан являются членами ЕАЭС.
В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование (ст. 1 ТК ЕАЭС).
Территории государств - членов ЕАЭС составляют таможенную территорию ЕАЭС, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и меры нетарифного регулирования, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), ст. 5 ТК ЕАЭС).

Оформление экспорта товаров в Казахстан
При заключении контракта на поставку товаров, являющихся в соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товарами ЕАЭС, из России в Казахстан отсутствует необходимость декларировать вывозимые товары и уплачивать в отношении их вывозные таможенные пошлины. Меры нетарифного регулирования также не применяются (п. 3 ст. 28 Договора о ЕАЭС).
При этом отсутствие декларирования вывозимого товара не отменяет заключения внешнеторгового контракта, постановки его при необходимости на учет в уполномоченном банке, правильного оформления товаросопроводительных и транспортных документов.
Заключенный между сторонами внешнеторговый контракт подтверждает совершение сделки с товарами. В нем отражаются условие о поставляемом товаре, цена товара, момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю и прочие условия.

Учет экспортного контракта в банке
Резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, сумма обязательств по которому равна или превышает эквивалент 6 млн руб., должен осуществить постановку контракта на учет в уполномоченном банке (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция)).
Организации-экспортеру, чтобы поставить контракт на учет, достаточно представить в банк общие сведения об экспортном контракте: вид, валюта экспортного контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту, а также реквизиты нерезидента: наименование и страну (п. 5.4 Инструкции).
Экспортный контракт в этом случае должен быть представлен резидентом-экспортером в банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком (п. 5.10 Инструкции).

Представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Статистическая форма учета перемещения товаров не представляется, в частности, в отношении товаров, не подлежащих учету в соответствии с Методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210, товаров, подлежащих декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации, товаров, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, а также отдельных категорий товаров, определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 2, 2.1 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказ ФТС России от 03.06.2019 N 901, Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 891).
Статистическая форма может быть представлена только заявителем (лицом, обязанным представлять форму в соответствии с законодательством) (Письмо Минфина России от 01.09.2020 N 27-01-23/76454).
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 891 (далее - Правила)).
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (п. 8 Правил).
Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев нахождения товаров, временно ввезенных в РФ на срок менее 1 года, в РФ в течение 1 года и более (п. п. 7, 9 Правил). Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (п. 10 Правил).

Обратите внимание! За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена административная ответственность по ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Применение косвенных налогов
НДС и акцизы при экспорте в Казахстан у налогоплательщика на ОСН
При экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС)).
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии), предусмотренные п. 4 указанного Протокола:
• договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
• заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.2009.
Указанное заявление российской организации - экспортеру представляет налогоплательщик государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары;
• транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.
При этом транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором (п. 1.3 ст. 165 НК РФ).
Форма перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, Порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@.
Представлять в налоговые органы выписку банка в указанном пакете документов не требуется (Письмо Минфина России от 13.11.2018 N 03-07-13/1/81506).
Российская организация, экспортирующая товары в государства - члены ЕАЭС, не вправе отказаться от применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 09.01.2019 N 03-07-13/1/24).

НДС при экспорте в Казахстан у налогоплательщика на УСН
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. ст. 161 и 174.1 НК РФ (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и экспортирующие товары в Казахстан, по общему правилу не должны начислять и уплачивать НДС (в том числе по ставке 0%), подавать в налоговую инспекцию декларацию по НДС и документы, подтверждающие экспорт, и выставлять счета-фактуры (п. 3 ст. 169, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, по товарам, которые ими были проданы (в том числе на экспорт), они не вправе возмещать из бюджета суммы "входного" НДС (п. п. 1, 2 ст. 171, п. 2 ст. 173 НК РФ).
Если, находясь на УСН, организация или индивидуальный предприниматель по каким-либо причинам выставили покупателю в Казахстане счет-фактуру с выделенным НДС, то им в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ необходимо будет заплатить указанную в счете-фактуре сумму НДС в бюджет, а также в соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ сдать декларацию по НДС.
При этом права на возмещение из бюджета суммы "входного" НДС такой экспортер не приобретет, поскольку такое право есть только у плательщиков НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.01.2018 N 03-07-14/328).

Е.А. Нечаева
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!