Скачать

Вопрос: Как отражаются в учете расходы, связанные с организацией и проведением мастер-класса?


Как отражаются в учете расходы, связанные с организацией и проведением мастер-класса?


Расходы организации, связанные с организацией и проведением мастер-класса, в зависимости от цели и состава участников можно учесть в составе представительских, рекламных, прочих внереализационных расходов, а также расходов, связанных с производством и реализацией. В бухгалтерском учете расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Для оценки порядка отражения расходов в учете необходимо понимать суть мастер-класса и его цель.
Мастер-класс может представлять собой массовое развлекательное мероприятие, направленное на привлечение внимание к организации или к ее продукции. Также мастер-класс может являться научно-практическим мероприятием по аналогии с конференцией.
Для того чтобы понять, какие затраты придется понести, необходимо прежде всего рассчитать траты, составить смету расходов и утвердить приказом руководителя. Среди расходов можно выделить следующие: аренда помещения, организация питания, плата ведущим мероприятия и пр.

Налог на прибыль
В целях налога на прибыль расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит норм, прямо позволяющих налогоплательщикам при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы на организацию и проведение мастер-класса. Однако перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ.
Следует учитывать, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П).
Следовательно, правомерность учета расходов на организацию и проведение мастер-класса для целей налогообложения прибыли организации необходимо оценивать с учетом конкретных особенностей ситуации.

Мастер-класс как представительское мероприятие
Если мероприятие имеет деловую цель (это может быть обмен опытом с другими организациями, развитие бизнеса, установление деловых связей с контрагентами, переговоры и т.д.), то расходы можно учесть как представительские.
Представительскими признаются расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием, в частности, представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. При этом конкретный состав расходов на проведение официального приема положениями НК РФ не регламентирован (пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-03-06/1/3120).
Отметим, что здесь у налоговых органов могут быть вопросы. Обусловлено это тем, что НК РФ не содержит каких-либо конкретных критериев, которые позволяли бы квалифицировать мастер-класс или иную деловую встречу как направленные на установление (поддержание) взаимного сотрудничества.
Однако НК РФ установил только одно ограничение для такого мероприятия: оно не должно быть связано с организацией развлечения, отдыха, профилактикой или лечением заболеваний (абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ).
По нашему мнению, любое официальное деловое мероприятие, в частности мастер-класс, на котором встречаются представители различных организаций для обсуждения вопросов взаимодействия, направлено на установление (поддержание) взаимного сотрудничества.
В целях налогообложения прибыли такие расходы учитываются в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Для учета расходов на представительские мероприятия место их проведения не имеет значения (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Конкретного перечня документов, которыми можно подтвердить представительские расходы, в гл. 25 НК РФ нет. Рекомендуем иметь документы, которые не только содержат информацию о самих расходах, но и подтверждают их непосредственную связь с представительским мероприятием, а также документы, подтверждающие деловой характер встречи.
Минфин России, например, приводит следующий перечень документов (Письмо от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675):
• приказ руководителя об осуществлении расходов на представительские цели;
• смета представительских расходов;
• первичные документы (счета, чеки, накладные, акты);
• отчет о представительских расходах, в котором отражаются цель мероприятия, результаты его проведения, сумма расходов и другая необходимая информация.

Мастер-класс как реклама
Что касается расходов на организацию и проведение мастер-класса, проводимого для неопределенного круга лиц, и его отнесение к рекламным, необходимо отметить следующее.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Рекламные расходы - это расходы на рекламу производимых, приобретенных или реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Подобный вид расходов не перечислен в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, поэтому согласно абз. 5 указанного пункта для целей налога на прибыль они нормируются в размере 1% от доходов от реализации за отчетный (налоговый) период.

Мастер-класс носит научно-практический характер
Целью мастер-классов могут являться раскрытие спектра мнений приглашенных сторон по какому-либо вопросу, обсуждение неясных и спорных моментов и т.д.
На таких мероприятиях распространяется информация о современных методах работы, новейших технологиях и достижениях, о выборе оптимальных способов работы. Такие мастер-классы носят справочно-информационный, аналитический, научный характер (Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2012 N А40-13384/12-75-64).
В этом случае расходы следует учесть в составе прочих внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Мастер-класс проводится в целях извлечения прибыли
Отдельно следует выделить расходы на организацию и проведение мастер-класса, участие в котором является платным для участников. В таком случае расходы относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Бухгалтерский учет
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99)). В бухгалтерском учете все перечисленные выше расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99). Никаких ограничений по видам и размерам таких расходов в бухгалтерском учете нет. Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
На основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, представительские расходы и расходы на рекламу отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу" (если организация занимается торговой деятельностью) в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Коммерческие (рекламные) и управленческие (представительские) расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).
В случае если произведенные затраты не могут быть признаны представительскими или рекламными расходами, расходы относятся в бухгалтерском учете к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 11 ПБУ 10/99).

Подготовлено на основе материала
Л.В. Поповой
ООО "Управляющая компания "КВС"



! См. также:
• Как отражаются в учете расходы, связанные с организацией и проведением работы круглого стола?
• Как отражаются в налоговом учете расходы на организацию и проведение конференции?
• Как отражаются в учете расходы, связанные с организацией и проведением форума?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!