Вопрос: Как отразить в налоговом учете приобретение подарочных сертификатов?
Как отразить в налоговом учете приобретение подарочных сертификатов?
Стоимость подарочных сертификатов, выдаваемых в качестве бонуса при покупке, может быть учтена в составе внереализационных расходов, вручаемых в качестве приза в рамках рекламного мероприятия, - в составе нормируемых расходов на рекламу, а вручаемых работникам в качестве премии за производственные результаты, если это предусмотрено трудовыми договорами, - в составе расходов на оплату труда. Подарочный сертификат - это документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата (Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268). Налогоплательщики широко используют подарочные сертификаты для поощрения своих работников, контрагентов и стимулирования продаж. Для того чтобы учесть расходы на приобретение подарочных сертификатов, необходимо их соответствие критериям признания расходов в целях налога на прибыль: они должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Рассмотрим варианты учета расходов на приобретение сертификатов в различных ситуациях подробнее. Приобретение сертификатов для премирования работников В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (ст. 255 НК РФ). Вместе с тем при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. п. 16, 21 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.04.2015 N 03-03-06/1/23695). Таким образом, расходы на премирование работников, в том числе в виде подарочных сертификатов, связанные с производственными результатами работников и предусмотренные трудовыми договорами, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда (Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291). Если премирование работников не связано с производственными результатами работников (например, вручение сертификатов работникам к праздничным датам) или не предусмотрено трудовыми договорами, организация не вправе учесть такие расходы. Расходы работодателя на приобретение подарочных сертификатов для детей работников не учитываются в целях налогообложения. Приобретение сертификатов для вручения в рамках рекламной кампании К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, при этом расходы на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации (пп. 28 п. 1, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Следовательно, в случае приобретения подарочных сертификатов для вручения победителям конкурсов в рамках рекламной кампании налогоплательщика стоимость указанных призов должна учитываться как нормируемые расходы на рекламу (Письмо Минфина России от 10.03.2017 N 03-07-11/13704). Приобретение сертификатов для передачи клиенту вместе с покупкой Широкое распространение получила практика вручения клиенту при покупке товаров (работ, услуг) на определенную сумму в качестве подарка подарочных сертификатов. Таким образом налогоплательщики стремятся увеличить объемы продаж и привлечь новых клиентов. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким образом, при передаче сертификатов сторонних организаций клиенту в качестве подарка за покупку организация при соблюдении прочих условий признания расходов вправе учесть в составе внереализационных расходов расходы, связанные с приобретением сертификатов.
С.Н. Шаляев Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
См. также: Облагается ли НДС безвозмездная передача работникам подарочных сертификатов?