В каком порядке заключаются соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)?
Данное соглашение заключается в порядке частной или публичной инициативы с использованием специальной государственной информационной системы.
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается с организацией, реализующей проект, при условии, что такое соглашение предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики, за исключением определенных сфер и видов деятельности, в том числе оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции и т.д. (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ)).
По соглашению о защите и поощрении капиталовложений каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязуется обеспечить организации, реализующей проект, неприменение в ее отношении актов (решений) соответствующих органов государственной власти, которые будут изданы (приняты) и которые указаны в ч. 1 - 3, 9 ст. 9 Закона N 69-ФЗ, а в случае, если стороной соглашения является муниципальное образование, - актов (решений) органов местного самоуправления, при этом организация, реализующая проект, имеет право требовать неприменения таких актов (решений) при реализации инвестиционного проекта от соответствующего публично-правового образования (ч. 1 ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
Понятие капиталовложений и инвестиционного проекта
Капиталовложения - это вложенные в инвестиционный проект на предынвестиционной и инвестиционной стадиях денежные средства организации, реализующей проект, а в целях реализации инвестиционного проекта в сфере здравоохранения, образования, культуры или физической культуры и спорта - также средства, предоставленные организации, реализующей проект, ее инвестором (инвесторами) в качестве пожертвований, при этом такие денежные средства не являются (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 69-ФЗ):
а) заемными денежными средствами (за определенным исключением);
б) денежными средствами, полученными из бюджета бюджетной системы РФ;
в) денежными средствами, полученными от организации с публичным участием, которые подлежат казначейскому сопровождению.
При этом инвестиционный проект - это ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, направленный на создание (строительство) и последующую эксплуатацию новых либо на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества (в том числе на реконструкцию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества на основании концессионного соглашения или договора аренды и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) на создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 69-ФЗ).
Порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Заключить СЗПК может российское юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект, в том числе проектная компания - организация, реализующая проект, специально созданная для реализации инвестиционного проекта (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий) (п. п. 8, 10 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).
СЗПК заключается по результатам осуществления процедур, предусмотренных ст. 7 "Частная проектная инициатива" или ст. 8 "Публичная проектная инициатива" Закона N 69-ФЗ (ч. 4 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).
СЗПК может заключаться с использованием государственной информационной системы в порядке, предусмотренном указанными статьями (ч. 1 ст. 11 Закона N 69-ФЗ).
Отметим, что в срок до 01.06.2022 СЗПК могут заключаться в порядке, определенном ч. 3 - 14 и 17 - 28 ст. 16 Закона N 69-ФЗ (ч. 2, 2.1 ст. 16 Закона N 69-ФЗ).
СЗПК признается заключенным с даты регистрации соответствующего соглашения (внесения в реестр соглашений) и подлежит включению в реестр соглашений не позднее пяти рабочих дней с даты подписания уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в случае, если Российская Федерация является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений) или лицом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подписавшим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (дополнительное соглашение к нему) в последнюю очередь (в случае, если Российская Федерация не является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений) (ч. 4, 5 ст. 11 Закона N 69-ФЗ).
СЗПК действует до полного исполнения сторонами своих обязанностей по нему, если иное не предусмотрено Законом N 69-ФЗ, но при этом может быть прекращено в любое время по соглашению сторон, если это не нарушает условий связанного договора (ч. 11, 12 ст. 11 Закона N 69-ФЗ).
Частная проектная инициатива
Для заключения СЗПК заявитель - российское юридическое лицо направляет заявление о заключении СЗПК (ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 69-ФЗ):
• в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта;
• в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если стороной соглашения будет являться Российская Федерация (если проектом предусмотрено внесение капиталовложений в объеме, указанном в п. 2 или 3 ч. 4 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).
Заявление и прилагаемые к нему документы подаются через личный кабинет или в порядке, установленном ст. 16 Закона N 69-ФЗ (на бумажном носителе). При этом в случае подачи заявления через личный кабинет заявление оформляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, прилагаемые документы - в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) электронных образов бумажных документов, заверенных электронной подписью. Требования к формату электронного образа бумажного документа устанавливаются Правительством РФ (ч. 9 ст. 7 Закона N 69-ФЗ).
Форма заявления о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений, а также требования к оформлению прилагаемых к нему документов и материалов устанавливаются Правительством РФ (ч. 6 ст. 7 Закона N 69-ФЗ).
К заявлению должны быть приложены следующие документы и материалы (ч. 7 ст. 7 Закона N 69-ФЗ).
1. Проект соглашения о СЗПК, подписанный электронной подписью заявителя.
2. Заверенная копия договора, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона N 69-ФЗ, или справка, выданная кредитором по договору, указанному в п. 2 ч. 1 указанной статьи, и содержащая условия такого договора о размере процентной ставки и (или) порядке ее определения (в случае, если заявитель ходатайствует о признании ранее заключенного договора связанным договором), или копия договора или соглашения, указанных в абз. 1 и пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона N 69-ФЗ.
2.1. Заявление об учете уже осуществленных капиталовложений для реализации нового инвестиционного проекта, в отношении которого подается заявление о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
2.2. Копия договора, предусматривающего разграничение обязанностей и распределение затрат на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур.
3. Документы, подтверждающие согласие уполномоченных органов местного самоуправления на заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений (в случае, если предполагается, что в качестве стороны (сторон) соглашения о защите и поощрении капиталовложений будет выступать одно или несколько муниципальных образований).
4. Копии учредительных документов заявителя, информация о бенефициарных владельцах организации, реализующей проект.
5. Бизнес-план.
6. Финансовая модель нового инвестиционного проекта.
7. Решение заявителя об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) в рамках инвестиционного проекта или решение заявителя об осуществлении инвестиционного проекта, в том числе об определении объема капитальных вложений (расходов), необходимых для его реализации.
8. Разрешение на строительство в случаях, если инвестиционный проект предусматривает создание (строительство) и (или) реконструкцию объекта (объектов) недвижимого имущества, а в случае отсутствия разрешения на строительство - градостроительный план земельного участка, на котором в соответствии с инвестиционным проектом предусмотрены создание (строительство) и (или) реконструкция объекта (объектов) недвижимого имущества, а для линейных объектов - градостроительный план земельного участка и (или) проект планировки территории, за исключением случаев, при которых для создания (строительства) и (или) реконструкции линейного объекта в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется подготовка документации по планировке территории.
9. Перечень объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, затраты на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию которых планируется возместить в соответствии со ст. 15 Закона N 69-ФЗ, а также информация о планируемых форме, сроках и объеме возмещения этих затрат.
10. Список актов (решений), которые могут применяться с учетом особенностей, установленных ст. 9 Закона N 69-ФЗ.
11. Документы, предусмотренные ч. 7 ст. 11 Закона N 69-ФЗ, в случае заключения дополнительного соглашения к соглашению о защите и поощрении капиталовложений.
12. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию заявителя в качестве российского юридического лица.
13. Копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), имеющего право действовать от имени заявителя без доверенности.
14. Документы, подтверждающие осуществление капитальных вложений, если инвестиционный проект предусматривает модернизацию объектов недвижимого имущества и (или) создание результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации и соответствует условиям, предусмотренным пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 2 настоящего Закона N 69-ФЗ.
15. Копия договора о комплексном развитии территории (если применимо).
Публичная проектная инициатива
Заявитель может инициировать заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений при наличии публичной проектной инициативы, когда государственные органы заявляют о намерении реализовать инновационные проекты путем публикации деклараций об их реализации на их официальных сайтах (ч. 1 - 6 ст. 8 Закона N 69-ФЗ). Для этого заявитель подает заявку на участие в конкурсе с приложением документов, указанных в ч. 9 ст. 8 Закона N 69-ФЗ.
При этом организация, реализующая проект, определяется уполномоченным органом на конкурсной основе (ч. 8 ст. 8 Закона N 69-ФЗ).
Заявка на участие в конкурсе и прилагаемые к ней документы подаются в уполномоченный орган государственной власти через личный кабинет или в порядке, установленном ст. 16 Закона N 69-ФЗ (на бумажном носителе). При этом в случае подачи заявки через личный кабинет такая заявка оформляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а прилагаемые документы - в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) электронных образов бумажных документов, заверенных электронной подписью (ч. 10 ст. 8 Закона N 69-ФЗ). Победителем конкурса признается организация, предложившая наилучшие условия реализации инвестиционного проекта (ч. 13 ст. 8 Закона N 69-ФЗ).
Преимущества работы в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений
Ключевые преимущества работы заявителя в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений состоят в следующем:
неприменение в течение всего срока такого соглашения актов, предусматривающих увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, ограничение прав заявителя как землепользователя и субъекта градостроительной деятельности, а также иных актов и решений с учетом положений, предусмотренных ч. 7.1 - 7.6 ст. 9 Закона N 69-ФЗ (ч. 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ);
особенности налогового режима (ч. 9 ст. 9 Закона N 69-ФЗ и п. 4.3 ст. 5 НК РФ);
меры государственной поддержки и иные преференции, предусмотренные ст. ст. 9 и 15 Закона N 69-ФЗ;
возможность разрешения споров с государственным органом по указанному соглашению в арбитражах (ст. 13 Закона N 69-ФЗ).
Таким образом, соглашение о защите и поощрении капиталовложений является одной из форм государственно-частного партнерства, которое позволяет участникам гражданского оборота заниматься реализацией инновационных проектов при поддержке со стороны государства, в условиях предсказуемого правового регулирования, включая налоговый и таможенный режимы, правила землепользования и осуществления градостроительной деятельности, а также возможность передавать возникающие споры на рассмотрение арбитража.
Подготовлено на основе материала
А.И. Бычкова
ООО "ПИМПЕЙ КАССА"