Скачать

Вопрос: Правомерно ли изменение режима работы банка: 1) введение обязательного требования о предварительном запросе об оказании услуги в офисе банка, включая кассу; 2) введение ограничений для посещения офиса банка клиентами (например, только по вторникам и четвергам)?


Вопрос: Банк рассматривает изменение режима работы офиса банка, включая проведение кассовых операций с клиентами банка.
Вариант 1: введение обязательного требования о предварительном запросе об оказании услуги в офисе банка, включая кассу.
Вариант 2: введение ограничений для посещения офиса банка клиентами, включая проведение кассовых операций, путем установления особого режима работы, например, только по вторникам и четвергам.
Насколько введение подобных ограничений будет соответствовать требованиям законодательства? Каким образом банк может ввести такие ограничения в одностороннем порядке? В каких документах это должно быть закреплено? Каковы возможные последствия для банка в случае, если банк откажет клиенту в проведении операций в офисе, включая кассовые операции, при несоблюдении клиентом условий по вариантам 1 и 2?

Ответ: Режим работы офиса банка для обслуживания клиентов (операционное время) устанавливается приказом руководителя банка, информация о режиме работы должна быть общедоступна и подлежит размещению на вывеске.
В отношении варианта 1: нормы гл. 45 ГК РФ не предполагают возможности предварительного заказа оказания услуги, но дают возможность согласовать в договоре банковского счета срок оказания этих услуг: в договор банковского счета может быть включено условие об исполнении банком распоряжения клиента в течение определенного периода времени (например, исполнение банком распоряжения клиента о выдаче денежных средств со счета может осуществляться через 1 - 2 операционных дня с момента получения банком соответствующего распоряжения клиента).
В отношении варианта 2: по нашему мнению, банк вправе принять решение об установлении режима обслуживания клиентов в офисе по вторникам и четвергам. При этом в указанные дни банк обязан совершать все предусмотренные уставом, лицензией и договором банковского счета операции по счету клиента.
Неправомерный отказ банка от исполнения распоряжений клиента, переданных клиентом в течение операционного времени, влечет последствия, установленные ст. 856 ГК РФ.

Обоснование: На основании Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) кредитная организация имеет право осуществлять:
1) банковские операции, указанные в ч. 1 ст. 5 Закона N 395-1, к которым, в частности, относятся
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
2) сделки, перечисленные в ч. 3 ст. 5 Закона N 395-1;
3) иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Закона N 395-1 предусмотрено, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона N 395-1 устав кредитной организации должен содержать в том числе перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 настоящего Федерального закона.
В п. 1.3 ч. III Приложения к Положению Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" определено, что кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные п. 2.2 настоящей части.
Продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.
В Письме Банка России от 28.05.2010 N 18-1-2-5/839 указывается, что режим работы кредитной организации, ее отдельных служб и внутренних структурных подразделений (далее - ВСП), в том числе связанный с обслуживанием клиентуры, регулируется Трудовым кодексом РФ и предметом нормативных актов по бухгалтерскому учету не является. В соответствии с п. 1.3 кредитной организацией может быть установлено разное операционное время для разных ВСП. При некруглосуточном графике у различных ВСП начало и окончание операционного времени может быть различным (например, с 09.00 до 19.00, с 06.00 до 22.00 и т.п.), а в случае круглосуточного графика работы операционное время может быть установлено с 00.00 до 23.59.59, если будет обеспечено отражение всех операций в бухгалтерском учете в этот же день с их включением в ежедневный баланс. В противном случае операционное время должно быть установлено исходя из необходимости вышеуказанных условий.
В связи с изложенным вопросы установления продолжительности операционного дня и операционного времени относятся к исключительной компетенции кредитной организации. При этом должно быть обеспечено безусловное выполнение главного требования при ведении бухгалтерского учета - составление ежедневного баланса не позднее срока, указанного в п. 2.2 ч. III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Приложение к Положению Банка России 26.03.2007 N 302-П). Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) содержит требование к информации, которую должен довести продавец услуг до потребителей этих услуг. Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Статьей 11 Закона N 2300-1 определено, что:
- режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей (кроме государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей), устанавливается ими самостоятельно (п. 2);
- режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (п. 3).
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб.; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Таким образом, режим работы офиса банка для обслуживания клиентов (операционное время) устанавливается приказом руководителя банка, информация о режиме работы должна быть общедоступна и подлежит размещению на вывеске.
На основании п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное (п. 1 ст. 848 ГК РФ).
Сроки проведения операций по счету клиента определены ст. 849 ГК РФ, в соответствии с которой банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания со счета, а также невыполнения или несвоевременного выполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 852 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ).
В силу ст. 421 ГК РФ:
- граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1);
- условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422) (п. 4).
Таким образом, в договор банковского счета могут быть включены любые не противоречащие законодательству условия о сроках исполнения кредитной организацией своих обязательств по исполнению поручения клиента. Установленная ст. 856 ГК РФ ответственность кредитной организации возникает в случае невыполнения или несвоевременного выполнения ей предусмотренных договором условий.
Одновременно следует отметить, что в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1: условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Таким образом, если в спорах между кредитной организацией и ее клиентами по вопросу правомерности установления порядка исполнения распоряжений клиентов будет доказано, что такой порядок ущемляет охраняемые законом интересы клиентов, то договор банковского счета, устанавливающий такой порядок, может быть признан судом недействительным.
На основании изложенного приходим к следующим выводам.
В отношении предложенного варианта 1 организации кассовой работы офиса банка (введение обязательного требования о предварительном запросе об оказании банком услуг клиентам в офисе, включая кассу).
В соответствии со ст. ст. 848, 849 ГК РФ банк обязан предоставлять клиентам услуги (осуществлять банковские операции), включенные в перечень определенных уставом услуг в течение установленного для офиса банка операционного времени (режима работы офиса). Информация о режиме работы офиса банка (об операционном времени) должна быть общедоступной и подлежит размещению на вывеске. Таким образом, если клиент представил в офис банка распоряжение (обратился с требованием об оказании кассовой услуги) в течение объявленного операционного времени, то банк не вправе не выполнить распоряжение клиента (оказать услугу) в срок, предусмотренный договором. Иными словами, нормы гл. 45 ГК РФ не предполагают возможности предварительного заказа оказания услуги, но дают возможность согласовать в договоре банковского счета срок оказания этих услуг: в договор банковского счета может быть включено условие об исполнении банком распоряжения клиента в течение определенного периода времени (например, исполнение банком распоряжения клиента о выдаче денежных средств со счета может осуществляться через 1 - 2 операционных дня с момента получения банком соответствующего распоряжения клиента).
В отношении предложенного варианта 2 (введение ограничений для посещения офиса банка клиентами, включая проведение кассовых операций, путем установления особого режима работы).
Как было нами отмечено, режим работы офиса определяется банком самостоятельно. При этом банк обязан соблюдать установленный и доведенный до клиентов режим работы. По нашему мнению, банк вправе принять решение об установлении режима обслуживания клиентов в офисе по вторникам и четвергам. При этом в указанные дни банк обязан совершать все предусмотренные уставом, лицензией и договором банковского счета операции по счету клиента.
Неправомерный отказ банка от исполнения распоряжений клиента, переданных клиентом в течение операционного времени, влечет последствия, установленные ст. 856 ГК РФ.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
20.07.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!