Вопрос: Работник уволился несколько лет назад и получил свою трудовую книжку. Сейчас он официально не трудоустроен и обратился с просьбой выдать дубликат трудовой книжки в связи с утерей, но подтверждающие документы собирать не хочет. Можно ли выдать дубликат по сведениям о трудовой деятельности (СТД-ПФР), полученным в МФЦ?
Ответ: Вопрос о возможности внесения в дубликат трудовой книжки записи о периодах работы на основании сведений о трудовой деятельности, полученных по форме СТД-ПФР, нормативно не урегулирован. Полагаем, что работодатель может внести указанные записи на основании формы СТД-ПФР в дубликат трудовой книжки только за периоды с 1 января 2020 г.
Если на основании заявления гражданина о включении в свой индивидуальный лицевой счет всех сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 г., записи о которых содержатся в трудовой книжке, органы ПФР включили данные сведения, соответственно, в таком случае можно оформить дубликат на основании формы СТД-ПФР за все периоды работы.
Обоснование: Вопросы ведения трудовых книжек регулируются Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция).
Согласно п. 31 Правил лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.
Дубликат оформляется в соответствии с п. 32 Правил и разд. 7 Инструкции.
Если работник до поступления в данную организацию (к данному работодателю) уже работал, то сведения об общем и/или непрерывном трудовом стаже вносятся в дубликат трудовой книжки на основании соответствующих документов. Конкретный перечень этих документов не определен. Это могут быть справки с предыдущих мест работы, приказы.
Если организация ликвидирована и у работника нет документов, подтверждающих факт работы в этой организации, для восстановления сведений о работе работник может обратиться в архив города, в котором находилась организация, и запросить копию приказа о приеме на работу или другие документы, подтверждающие работу в этой организации, либо в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта работы в организации (факта, имеющего юридическое значение) в соответствии с гл. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ. При этом работодатель должен оказывать работнику необходимую помощь.
Следует отметить, что с 1 сентября вступает в силу Приказ Минтруда России от 19.05.2021 N 320н, которым утвержден, в частности, Порядок ведения и хранения трудовых книжек (далее - Порядок) и в соответствии с которым Правила и Инструкция утрачивают силу (п. п. 1, 4 Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250, п. 3 Приказа Минтруда России N 320н).
Лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 рабочих дней со дня подачи работником заявления (п. 27 Порядка). Дубликат трудовой книжки заполняется в соответствии с гл. I - IV Порядка (п. 28 Порядка).
В соответствии с ч. 1 ст. 66.1 Трудового кодекса РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и предоставляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах ПФР.
Работодатель передает в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности работника, формирующиеся с 1 января 2020 г. При этом в информационной базе ПФР имеются сведения о застрахованных лицах за периоды до 2020 г., однако они включают только сведения о местах работы и суммах заработка, с которого начислялись страховые взносы, а информация о должностях, а также о реквизитах кадровых документов, на основании которых осуществлялись прием, перевод или увольнение работника в период до 1 января 2020 г., в ПФР отсутствует.
Способ получения данных из новых трудовых книжек граждане могут выбирать - на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в Пенсионном фонде Российской Федерации и с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) по формам, утвержденным Приказом Минтруда России от 20.01.2020 N 23н.
Обращаем внимание, что вопрос о возможности внесения в дубликат трудовой книжки записи о периодах работы на основании сведений о трудовой деятельности, полученных по форме СТД-ПФР, Инструкцией и новым Порядком не урегулирован.
Полагаем, что работодатель может внести указанные записи на основании СТД-ПФР в дубликат трудовой книжки только за периоды с 1 января 2020 г.
Одновременно обращаем внимание на следующее.
Федеральным законом от 24.02.2021 N 30-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" внесены изменения в ст. ст. 12 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде".
Законом предусмотрена возможность для граждан обратиться в органы ПФР с заявлением о включении в свой индивидуальный лицевой счет всех сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 г., записи о которых содержатся в трудовой книжке (пп. "в" п. 1 ст. 1 Федерального закона N 30-ФЗ).
Соответственно, в таком случае можно оформить дубликат на основании СТД-ПФР за все периоды работы.
Вместе с тем следует отметить, что для целей пенсионного обеспечения в соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015), в случае, когда в трудовой книжке отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета (п. 43 Правил N 1015).
Федеральный закон N 27-ФЗ, в котором закрепляется обязанность страхователя представлять в соответствующий орган ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах, вступил в силу на территории Российской Федерации 1 января 1997 г.
Таким образом, для целей пенсионного обеспечения после указанного периода времени первичным является наличие сведений индивидуального персонифицированного учета. Другими словами, даже при наличии в трудовой книжке записи о работе у работодателя отсутствие подтверждения соответствующего периода сведениями индивидуального персонифицированного учета в последующем может повлечь для такого работника негативные последствия при назначении пенсионного обеспечения.
Мнение не является разъяснением или нормативным правовым актом.
Т.В. Маленко
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
04.08.2021