Вопрос: Нужно ли уплачивать налог на имущество организаций с железнодорожных подъездных путей?
Ответ: Железнодорожный подъездной путь является недвижимостью и подлежит налогообложению налогом на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости.
Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" к железнодорожным путям относятся, в частности, железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно п. 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) каждый такой железнодорожный путь должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна (сложная) вещь.
Подъездной путь представляет собой сложное сооружение, неотъемлемой частью которого являются земляное полотно и балластный слой, а рельсы и шпалы составляют только верхнее строение пути.
Таким образом, железнодорожные подъездные пути относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которое подлежит государственной регистрации согласно ст. 131 ГК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2002 N А56-19925/02).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.
На основании ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, которая определяется исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).
Налоговая база как кадастровая стоимость может определяться в отношении имущества, указанного в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, при соблюдении условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Железнодорожные подъездные пути не относятся к указанным в п. 1 ст. 378.2 НК РФ видам имущества, в отношении которого при соблюдении предусмотренных ст. 378.2 НК РФ условий налоговая база может определяться как кадастровая стоимость.
Таким образом, железнодорожный подъездной путь является недвижимостью и подлежит налогообложению налогом на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости.
О.Г. Мельникова
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр
27.08.2021