Каков порядок финансирования расходов организации на санаторно-курортное лечение работников за счет ФСС РФ?
Страхователю, планировавшему в 2021 г. расходы на санаторно-курортное лечение работников, необходимо было согласовать сумму расходов на эти цели с территориальным органом ФСС РФ, оплатить данные расходы за счет собственных средств и обратиться не позднее 15 декабря за их возмещением с заявлением и документами, подтверждающими произведенные расходы.
В 2021 г. страхователи, осуществляющие оплату санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (исключая размещение в номерах высшей категории), и санаторно-курортного лечения работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством за счет собственных средств, вправе были обратиться за их возмещением за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС РФ на эти цели (пп. 6 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ), ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ, п. п. 1, 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение), п. 2, пп. "д", "н" п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 467н)).
ФСС РФ вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20% (а в случае направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, - до 30%) сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
В случае если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли 2 последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за 3 последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, начисленных им за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (п. 2 Правил N 467н, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.12.2020 N 390-ФЗ).
Документы, представляемые для согласования суммы, направляемой на оплату санаторно-курортного лечения работников
По общему правилу для получения решения ФСС РФ о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь (его зарегистрированное в качестве страхователя обособленное подразделение) обращается в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с соответствующим заявлением. В 2021 г. этот срок был продлен до 01.10.2021 (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ, п. 4 Правил N 467н, п. 3 Приказа N 467н).
В территориальный орган ФСС РФ вместе с заявлением также необходимо было представить следующие документы (копии документов) (п. 5, пп. "д" п. 6 Правил N 467н):
• план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования (по форме Приложения к Правилам N 467н);
• копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копию или выписку из коллективного договора (соглашения об охране труда между работодателем и представительным органом работников) (по форме, предусмотренной в разд. VI отчета о проведении специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н);
• заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее - заключительный акт);
• список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
• сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности при санаторно-курортном лечении организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации;
• копии договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, и (или) счетов на приобретение путевок (в случае если организация, осуществляющая санаторно-курортное лечение работников, является структурным подразделением страхователя, - копию положения о данном структурном подразделении страхователя и копию локального нормативного акта страхователя об организации санаторно-курортного лечения работников);
• калькуляцию стоимости путевки.
Дополнительно в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных пп. "н" п. 3 Правил N 467н, представляются (п. 6 Правил N 467н):
• копия справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (форма 070/у) (далее - справка по форме 070/у) при отсутствии заключительного акта;
• список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием сведений о СНИЛС и рекомендаций, содержащихся в справке по форме 070/у, при отсутствии заключительного акта;
• письменное согласие работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных.
Если за получением государственной услуги обращался уполномоченный представитель заявителя, необходимо было представить документы (копии документов), удостоверяющие личность и полномочия представителя (п. 16 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 N 237 (далее - Административный регламент)).
Заявление с документами можно было представить на личном приеме, почтовым отправлением, через Единый портал госуслуг или через МФЦ (п. 15 Административного регламента).
Копии документов должны были быть заверены печатью страхователя (при ее наличии) (п. 8 Правил N 467н, п. 17 Административного регламента).
По результатам рассмотрения заявления территориальный орган ФСС РФ принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - решение) (п. 10 Правил N 467н).
Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается в случае, если (п. 12 Правил N 467н, п. 26 Административного регламента):
• на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
• представленные документы содержат недостоверную информацию;
• предусмотренные бюджетом ФСС РФ средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
• при представлении страхователем неполного комплекта документов.
При этом страхователь был вправе повторно не позднее установленного срока обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации (п. 12 Правил N 467н, п. 27 Административного регламента).
Порядок возмещения произведенных расходов
В связи с изменением порядка финансового обеспечения предупредительных мер в 2021 г. заполнять и представлять таблицу 3 "Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" формы 4 - ФСС не нужно (Письмо ФСС РФ от 09.03.2021 N 02-09-11/05-03-5777).
В целях возмещения расходов на оплату санаторно-курортного лечения работников в 2021 г. страхователю необходимо было обратиться в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года.
Территориальный орган ФСС РФ в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов и документов, подтверждающих произведенные расходы, должен был принять решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС РФ расходов и произвести перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении (п. 4 Положения).
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, возмещению не подлежат (п. 5 Положения).
Подготовлено на основе материала
Н.Н. Пироговой
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению