Вопрос: Российская организация - поставщик, применяющая ОСН, ранее поставила белорусской организации - покупателю оборудование. Поставка производилась напрямую из Швейцарии, где это оборудование российский поставщик приобрел для дальнейшей поставки в Белоруссию. Сейчас требуется провести диагностику и последующий ремонт оборудования на территории Швейцарии швейцарской организацией, при этом доставку оборудования из Белоруссии в Швейцарию производит организация-поставщик. Для оказания услуг по диагностике и ремонту заключаются два договора:
1) заказчик - белорусская организация, исполнитель - российская организация;
2) заказчик - российская организация, исполнитель - швейцарская организация, которая не состоит на учете в налоговых органах на территории РФ.
Как для российской организации будет осуществляться налогообложение налогом на добавленную стоимость по этим двум договорам?
Ответ: По первому договору услуги по диагностике и ремонту оборудования для российской организации - исполнителя не будут облагаться НДС, так как это движимое имущество не находится на территории РФ.
По второму договору российская организация - заказчик, приобретающая вышеназванные работы, услуги, не будет являться налоговым агентом по НДС и, соответственно, не должна будет исчислять и удерживать этот налог при перечислении денежных средств иностранному лицу (швейцарской организации - исполнителю).
Обоснование: Рассмотрим порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость первого договора, по которому заказчиком услуг является белорусская организация, а исполнителем - российская организация.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом порядок определения места реализации работ (услуг) для целей НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.
Наряду с этим, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).
Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), в состав участников которого в числе прочих входят Российская Федерация и Республика Беларусь, а именно п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС, определено, что взимание косвенных налогов, в том числе НДС, при выполнении работ, оказании услуг при осуществлении операций между членами ЕАЭС осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
При этом взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. п. 1, 28, 29 Протокола).
Чтобы определить место реализации услуг, нужно руководствоваться п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС. Так, в частности, местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом (кроме аренды и лизинга), будет страна, где находится это движимое имущество (пп. 2 п. 29 Протокола).
Таким образом, так как в указанной ситуации движимое имущество - оборудование - не находится на территории РФ, услуги по его диагностике и ремонту для российской организации - исполнителя не будут облагаться НДС. В декларации по НДС российской организации выручка от оказания услуг найдет свое отражение в разд. 7 как услуги, местом реализации которых не является территория РФ.
Далее рассмотрим порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость второго договора, по которому заказчиком услуг является российская организация, а исполнителем - организация из Швейцарии, которая не состоит на учете в российских налоговых органах.
Как уже было отмечено выше, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В ситуациях, указанных в ст. 161 НК РФ, российская организация должна выступать в роли налогового агента по НДС. Так, согласно п. 1 указанной статьи при реализации услуг, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ признаются организации, приобретающие на территории РФ услуги у указанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС.
Порядок определения места реализации услуг в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ. Так, согласно пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, непосредственно связанных с движимым имуществом, не признается территория РФ, в случае если такое имущество находится за пределами территории РФ.
Таким образом, местом реализации выполняемых на территории иностранного государства (Швейцарии) услуг по диагностике и ремонту оборудования территория РФ не признается и, соответственно, такие работы НДС в РФ не облагаются. В связи с этим российская организация, приобретающая вышеназванные услуги, не будет являться налоговым агентом по НДС и, соответственно, исчислять и удерживать этот налог при перечислении денежных средств швейцарской организации - исполнителю не должна (см. также Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-08/252).
Л.П. Окулова
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
17.12.2021