В каких ситуациях используется форма счета-фактуры с реквизитом "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)"?
Обратите внимание!
С 01.01.2022 вступили в силу гл. 24.4 БК РФ, Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024, а с 09.01.2022 вступил в силу Приказ Минфина России от 02.12.2021 N 205н.
Соответствующие изменения будут отражены в консультации при актуализации.
Формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры с реквизитом "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" подлежат обязательному применению во всех случаях.
Заполнять указанный реквизит нужно в случае присвоения соответствующего идентификатора.
Форма счета-фактуры содержит строку 8 "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)" (п. п. 5, 5.1 ст. 169 НК РФ, Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137)). Аналогичный реквизит по строке 5 содержит форма корректировочного счета-фактуры (п. 5.2 ст. 169 НК РФ, Приложение N 2 к Постановлению N 1137).
Иная форма (без данного реквизита) законодательством не предусмотрена.
В строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры отражаются в качестве обязательного реквизита сведения об идентификаторе государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии) (пп. "н" п. 1 разд. II Приложения N 1 к Постановлению N 1137, пп. "л" п. 1 разд. II Приложения N 2 к Постановлению N 1137).
Данные формы счетов-фактур с реквизитом "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" подлежат обязательному применению всеми налогоплательщиками и лицами, не являющимися плательщиками НДС, но обязанными составлять счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку термин "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в налоговом законодательстве не определен, в целях налогообложения данное понятие подлежит применению в том значении, в каком оно используется в иных нормативно-правовых актах (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Идентификатор государственного контракта - это цифровой код, формируемый в двух случаях:
• при осуществлении закупок в рамках гособоронзаказа;
• при казначейском сопровождении контракта.
Идентификатор государственного контракта по государственному оборонному заказу
Идентификатор государственного контракта определен как уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки (п. п. 6 и 13 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ)).
Идентификатор государственного контракта присваивается каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением определенных контрактов для нужд органов внешней разведки, ФСБ, ГК "Росатом" (ч. 1 ст. 6.1, п. 2 ст. 15.29 Закона N 275-ФЗ). Порядок формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу установлен Приказом Министра обороны РФ N 475, Казначейства России N 13н от 11.08.2015 (далее - Порядок N 475/13н).
При этом п. 3 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2153, предусмотрена обязательность присвоения каждому государственному контракту идентификатора в соответствии с Законом N 275-ФЗ и указания его в распоряжениях о совершении казначейских платежей, а также документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств головного исполнителя (исполнителя) и перечень которых определяется Минфином России для получателя средств федерального бюджета при установлении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Идентификатор государственного контракта (договора, соглашения) при казначейском сопровождении целевых средств
Кроме того, указание идентификатора государственного контракта (соглашения, договора) предусмотрено в договорах, распоряжениях и расчетных документах при казначейском сопровождении целевых средств (пп. "д" п. 6 Правил казначейского сопровождения средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 N 2106). Порядок формирования идентификатора установлен Приказом Казначейства России от 11.01.2021 N 4н (далее - Порядок N 4н).
Целевые средства, в отношении которых осуществляется казначейское сопровождение, указаны в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Что касается государственных контрактов, то правом устанавливать каждый из вышеназванных идентификаторов государственного контракта наделен заказчик по этому контракту (п. 3 Порядка N 475/13н, п. п. 6, 14 Порядка N 4н). А, например, идентификатор договора о капитальных вложениях формируется территориальным органом Федерального казначейства или финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (п. 13 Порядка N 4н).
Таким образом, заполнять в счете-фактуре реквизит "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" нужно только в случае его присвоения.
Если данный реквизит отсутствует, строка не заполняется. Пустая строка (без прочерка) при отсутствии идентификатора не является основанием для отказа в вычете сумм НДС (Письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).
Подготовлено на основе материала
А.Г. Дьяконова,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса