Нужно ли проставлять апостиль в доверенности, которую казахстанская организация выдала в Казахстане физическому лицу на представление ее интересов и подписание договоров в РФ?
Доверенность в простой письменной форме, которая выдана на территории Республики Казахстан организацией указанного государства, по общему правилу не требует консульской легализации или проставления апостиля.
Нотариально удостоверенная доверенность, выданная на территории Республики Казахстан от имени юридического лица указанного государства, также не требует проставления апостиля и освобождена от консульской легализации.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Если сделки, совершаемые уполномоченным лицом, не требуют нотариальной формы (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ), то полномочия представителя юридического лица могут быть подтверждены письменной доверенностью в простой форме.
Апостилем в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 330-ФЗ является специальный штамп, соответствующий образцу, приложенному к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05.10.1961) (далее - Конвенция).
Конвенция освобождает от дипломатической или консульской легализации указанные в ст. 1 Конвенции иностранные официальные документы, представляемые на территории договаривающихся государств.
Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации").
В случае освобождения от дипломатической или консульской легализации подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее официальный документ (ст. 1 Конвенции), и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ, могут удостоверяться апостилем компетентного органа государства, в котором этот документ был совершен (абз. 1 ст. 3, ст. 4 Конвенции).
Доверенность, выданная от имени иностранной коммерческой организации ее руководителем, не рассматривается в смысле Конвенции в качестве официального документа (ст. 1 Конвенции). Следовательно, подлинность подписи в доверенности и подлинность печати, которой скреплен этот документ, не требуют согласно Конвенции обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля. Аналогичный вывод содержат Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 20.05.2019 N С01-318/2019, Решение Суда по интеллектуальным правам от 08.10.2018 по делу N СИП-85/2018.
Таким образом, доверенность в простой письменной форме, выданная на территории иностранного государства - члена Конвенции от имени иностранной коммерческой организации указанного государства, по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля. Аналогичные разъяснения даны в п. 27 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц".
Российская Федерация и Республика Казахстан ратифицировали Конвенцию. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу с 31.05.1992, для Республики Казахстан - 30.01.2001. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 ГК РФ и ст. 15 Конституции РФ в данном случае применяются положения Конвенции.
Таким образом, доверенность в простой письменной форме, выданная коммерческой организацией на территории Республики Казахстан, не требует консульской легализации или проставления апостиля.
Нотариальные акты прямо названы в качестве официальных документов, на которые распространяется действие Конвенции и которые могут быть удостоверены соответствующим государственным органом путем проставления апостиля (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.10.2003 N А06-1110У-4/03). Именно нотариальный акт должен быть подтвержден в соответствии с нормами названной Конвенции апостилем. Аналогичные разъяснения даны в Решении единоличного арбитра МКАС при ТПП РФ от 23.01.2018 по делу N М-52/2017.
В соответствии со ст. 5 Конвенции заполненный надлежащим образом апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Следовательно, в случае, когда апостиль проставляется на нотариальном акте, он удостоверяет то, что данный акт был подписан конкретным лицом, которое является нотариусом, и скреплен печатью этого нотариуса. Апостиль на нотариальной доверенности, выданной физическому лицу, удостоверяет, что доверенность была подписана нотариусом и скреплена печатью данного нотариуса. При этом апостиль не удостоверяет того, в каком качестве действует физическое лицо при подписании этой доверенности. Указанные выводы содержит Постановление ФАС Уральского округа от 15.11.2012 N Ф09-9944/12 по делу N А60-35896/2011.
Однако проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру (абз. 2 ст. 3 Конвенции).
Согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) (далее - Минская конвенция) и ст. 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.
Следовательно, нотариальная доверенность (или доверенность в простой форме), выданная коммерческой организацией на территории Республики Казахстан, должна приниматься в Российской Федерации без какого-либо специального удостоверения. Данная позиция подтверждается и в п. 2 Обзора правоприменительной практики за II квартал 2016 г. по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минюста России.
Таким образом, нотариальная доверенность, оформленная на территории страны, не входящей в число участниц Конвенции, а также не имеющей с Российской Федерацией ратифицированного соглашения о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, должна быть легализована.
На нотариальной доверенности, оформленной на территории государства - участника Конвенции, но не имеющего с Российской Федерацией ратифицированного соглашения о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, должен быть проставлен апостиль.
Нотариально удостоверенная доверенность, выданная на территории Республики Казахстан от имени коммерческой организации указанного государства, освобождена от консульской легализации и не требует проставления апостиля.
Подготовлено на основе материала
В.В. Михайлова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр