Вопрос: Как в налоговом учете отражаются расходы на полиграфические услуги?
Как в налоговом учете отражаются расходы на полиграфические услуги?
В зависимости от вида деятельности организации расходы могут быть учтены: • в составе прямых материальных расходов; • прочих косвенных расходов; • внереализационных расходов. Налоговый учет расходов на полиграфические услуги зависит от вида деятельности организации, а также вида полиграфических услуг и их использования. Организация осуществляет полиграфическую деятельность (класс 18 ОКВЭД2) Расходы на приобретение полиграфических услуг, образующих основу собственного производства либо являющихся необходимым компонентом при производстве полиграфической продукции, учитываются в составе материальных расходов (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 272, п. п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ данные расходы будут относиться к прямым расходам, учитываемым в текущем отчетном (налоговом) периоде по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Вид деятельности организации не связан с полиграфической деятельностью В данном случае учет расходов на полиграфические услуги будет зависеть от их вида и использования. 2.1. Расходы на услуги печати этикеток или ярлыков (литография, гравюрная печать, флексография и т.п.); многокрасочной упаковки, с дополнительными оформительскими элементами, на листах бумаги и картона с последующим формированием конечного изделия (код 18.12 ОКВЭД2) также могут быть учтены в составе прямых материальных расходах, учитываемых в текущем отчетном (налоговом) периоде по мере реализации продукции, с которой используются соответствующие этикетки, упаковка (пп. 2 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 272, п. п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ). 2.2. Расходы на канцелярские товары, рекламную продукцию. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 6 п. 1 ст. 253 НК РФ). К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на канцелярские товары (пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ). К канцелярским товарам могут относиться альбомы, дневники, календари, бланки и прочая коммерческая печатная продукция (код 18.12 ОКВЭД2, товарная позиция 4820 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80). К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, также относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). К расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, в том числе объявления в печати, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании (абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Перечисленные виды рекламы относятся к полиграфическим услугам, соответствующим кодам 18.1, 18.11, 18.12, 18.13 ОКВЭД2. Данные расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли являются ненормируемыми. Помимо указанных в п. 4 ст. 264 НК РФ рекламных брошюр и каталогов, иные виды полиграфических материалов, такие как листовки, буклеты, флаерсы, лифлеты, также могут использоваться в рекламных целях и содержать информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации (Письмо Минфина России от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157). Датой осуществления прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Указанные расходы относятся к косвенным расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ) и относятся в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). Таким образом, расходы на полиграфические услуги, связанные с канцелярскими товарами, рекламой, учитываются в составе прочих расходов в полном объеме в текущем отчетном (налоговом) периоде в соответствии с условиями договора. 2.3. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков (пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ). К прочим видам полиграфической деятельности относится печать ценных бумаг, код 18.12 ОКВЭД2. Датой осуществления внереализационных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Подготовлено на основе материала И.В. Просекова, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса
См. также: Как в бухгалтерском учете отражаются расходы на полиграфические услуги?