Скачать

Вопрос: Как учитываются и списываются в бухгалтерском учете малоценные основные средства?


Как учитываются и списываются в бухгалтерском учете малоценные основные средства?


Малоценные активы, характеризующиеся признаками основного средства, могут учитываться в составе основных средств, в том числе как групповая единица, либо списываться на расходы по обычным видам деятельности в периоде приобретения.
Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками (п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н):
• имеет материально-вещественную форму;
• предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
• предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
• способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
При признании в бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости, которой считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. п. 5, 6, 9 - 12 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно исходя из (п. п. 8, 9 ФСБУ 6/2020):
• ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
• ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
• ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
• планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.
Стоимость объекта погашается посредством амортизации. При признании объекта в учете необходимо определить элементы амортизации - срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации (п. п. 27, 30, 32, 33, 37 ФСБУ 6/2020).
Также требуется проводить проверку на обесценение (п. 38 ФСБУ 6/2020).

Учет малоценных основных средств
Малоценные основные средства могут учитываться в общем порядке, предусмотренном ФСБУ 6/2020 для учета основных средств.
При этом организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного ею с учетом существенности информации о таких активах. Затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием установленного лимита стоимости. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов (п. 5 ФСБУ 6/2020).
Минфин России рекомендует устанавливать лимит для активов, а не для их группы (Письмо от 25.08.2021 N 07-01-09/68312).
Но также имеется рекомендация о том, что организация определяет лимит в отношении всей выделяемой совокупности несущественных активов. Необходимость в установлении каких-либо стоимостных лимитов в отношении отдельных единиц активов отсутствует. Основные средства, которые по их совокупной стоимости не могут быть отнесены к несущественным активам, учитываются в порядке, предусмотренном ФСБУ 6/2020, независимо от стоимости отдельных объектов (п. п. 2 - 6, 8 Рекомендации Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств").
Рассмотрим пример.


Пример. Учет основного средства стоимостью ниже лимита, установленного организацией для учета основных средств
Организация, воспользовавшись рекомендациями Минфина России, установила лимит в размере 50 000 руб. Она приобрела промышленный вентилятор стоимостью 30 000 руб., в том числе НДС (20%) 5 000 руб. Организация рассчитывает использовать вентилятор в течение длительного периода времени (более одного года).
Стоимость вентилятора без НДС составит 25 000 руб., что менее установленного лимита. В учете производятся следующие записи (Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):


Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание операции Документ-основание

60 51 30 000 Перечислена оплата поставщику Платежное поручение

25, 26 60 25 000 Учтена стоимость вентилятора Накладная поставщика

19 60 5 000 Учтен "входной" НДС Счет-фактура

68/НДС 19 5 000 НДС принят к вычету Счет-фактура

012 25 000 Вентилятор отражен за балансом Бухгалтерская справка


Если малоценных объектов много, то информация о них в целом может существенно влиять на отчетность, даже если один объект стоит незначительно. В этом случае рекомендуется рассмотреть целесообразность ведения группового учета.
Групповой учет подразумевает, что в качестве единицы учета используется не отдельный инвентарный объект, а совокупность однородных объектов.
Объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении определенных условий (п. 2 Рекомендации Р-125/2021-КпР "Групповая единица учета основных средств"):
• организация управляет инвестициями в объекты групповой единицы учета и финансированием этих инвестиций на единой основе, то есть таким образом, что управленческие решения в отношении любых объектов в составе этой единицы являются взаимно обусловленными;
• все объекты групповой единицы учета выполняют однородную функцию в деятельности организации;
• элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются не настолько, чтобы эти отличия препятствовали возможности установить единую норму амортизации, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в объекты групповой единицы учета;
• состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
• все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией на основании п. 11 ФСБУ 6/2020;
• все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в Международном стандарте финансовой отчетности IAS 36 "Обесценение активов" (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2020).
Организации могут вводить дополнительные условия объединения объектов основных средств в групповые единицы учета.
Для того чтобы объединение основных средств в групповые единицы учета соответствовало требованию рациональности, организация должна иметь возможность начислять амортизацию по групповой единице учета в целом без привязки к отдельным объектам в составе этой единицы.
Амортизация группы проиллюстрирована в Примере 1 и Примере 2 Рекомендаций Р-125/2021-КпР "Групповая единица учета основных средств".

Списание малоценных основных средств
Объект основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается с бухгалтерского учета. Списание объекта основных средств обусловливается, например (п. 40 ФСБУ 6/2020):
• прекращением использования этого объекта вследствие его физического или морального износа при отсутствии перспектив продажи или возобновления использования;
• передачей этого объекта другому лицу в связи с его продажей, меной, передачей в виде вклада в капитал другой организации, передачей в неоперационную (финансовую) аренду, передачей в некоммерческую организацию;
• физическим выбытием этого объекта в связи с его утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями;
• истечением нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации этого объекта, в результате чего его использование организацией становится невозможным;
• прекращением организацией деятельности, в которой использовался этот объект, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности.
Выбытие объекта (группы) может быть отражено следующими записями (Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):


Дебет Кредит Содержание операции Документ-основание

01 выбытие 01 Первоначальная стоимость выбывающего объекта (группы) перенесена на отдельный субсчет Бухгалтерская справка,
Акт приема передачи ОС,
Инвентарная карточка

02 амортизация 01 выбытие Списана сумма начисленной амортизации по выбывающему объекту (группе) Бухгалтерская справка,
Ведомость начисления амортизации

02 обесценение 01 выбытие Списана сумма накопленного обесценения по объекту (группе) Бухгалтерская справка

91-2 01 выбытие Списана балансовая стоимость Акт приема-передачи,
Акт о списании,
Приказ руководителя

76 01 выбытие Списана балансовая стоимость при передаче в уставный капитал Акт приема-передачи

58 01 выбытие Списана балансовая стоимость при передаче по договору о совместной деятельности Акт приема-передачи

94 01 выбытие Списана недостача основных средств (группы), выявленная при инвентаризации Сличительная ведомость результатов инвентаризации,
Приказ руководителя,
Акт о списании

При этом, если принято решение о продаже внеоборотного актива и возобновление использования не предполагается, он классифицируется как долгосрочный актив к продаже (ДАП) и учитывается по балансовой стоимости либо чистой стоимости продажи. Стоимость ДАП относится на расходы в периоде его реализации (п. п. 10.1 - 10.2 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н, п. п. 2, 4 Рекомендации Р-63/2015-КпР "Материальные ценности от ликвидации основных средств").
Могут быть сделаны следующие записи (Инструкция N 94н).


Дебет Кредит Содержание операции Документ-основание

01 выбытие 01 Первоначальная стоимость выбывающего объекта (группы) перенесена на отдельный субсчет Бухгалтерская справка,
Акт приема передачи ОС,
Инвентарная карточка

02 амортизация 01 выбытие Списана сумма начисленной амортизации по выбывающему объекту (группе) Бухгалтерская справка,
Ведомость начисления амортизации

02 обесценение 01 выбытие Списана сумма накопленного обесценения по объекту (группе) Бухгалтерская справка

41 ДАП 01 выбытие Списана балансовая стоимость при переводе в ДАП Акт приема-передачи,
Бухгалтерская справка,
Приказ руководителя

91-2 41 ДАП Списана стоимость ДАП при продаже Акт приема-передачи

Выбытие малоценных основных средств, стоимость которых уже была списана в расходы, может быть отражено по кредиту соответствующего забалансового счета.

Подготовлено на основе материала
К.Ю. Татарова
ООО "Группа компаний "ДЕКАРТ"



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!