Вопрос: Как облагаются НДС маркетинговые услуги, оказанные иностранной организацией?
Как облагаются НДС маркетинговые услуги, оказанные иностранной организацией?
В случае оказания иностранной организацией маркетинговых услуг российской организации в общем случае НДС уплачивается российским заказчиком - налоговым агентом. Объектом обложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом место реализации услуг для целей НДС определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Место реализации маркетинговых услуг определяется по месту осуществления деятельности заказчика (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). При этом место осуществления деятельности покупателя определяется на основании государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство) (п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, у российского заказчика, приобретающего у иностранной организации маркетинговые услуги, в общем случае возникают обязанности налогового агента в части исчисления, удержания с перечисляемого иностранному контрагенту дохода и уплаты НДС в бюджет при соблюдении следующих условий (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ): • иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах либо состоит на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории РФ принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке; • иностранная организация состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории РФ (за исключением осуществления реализации указанных услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ). При этом налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации маркетинговых услуг на территории РФ как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.
Маркетинговыми услугами являются услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014)). В целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора об оказании услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в ранее действовавшем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" (Письмо ФНС России от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@), то есть услуги по исследованию конъюнктуры рынка, в частности по изучению потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов. Исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: • определение размера и характера рынка; • расчет реальной и потенциальной емкости рынка; • анализ факторов, влияющих на развитие рынка; • учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка; • определение степени насыщенности рынка и т.д.; • сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.; • исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок; • анализ наличия розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченности торговыми, складскими и вспомогательными помещениями и т.д.; • анализ внешних факторов развития рынка. При этом место реализации вспомогательных услуг, оказываемых в рамках одного договора об осуществлении нескольких видов услуг, определяется по месту реализации основных услуг (Письмо Минфина России от 03.06.2009 N 03-07-08/118). В настоящее время деятельность по исследованию конъюнктуры рынка отнесена к коду 73.20.1 "Исследование конъюнктуры рынка", при этом деятельность по проведению маркетинговых исследований и оказанию прочих услуг в сфере рекламы, нацеленных на привлечение и удержание клиентов, проведению промо-акций продукции, маркетинговых исследований пунктов продаж, адресной рассылки рекламных материалов, консультированию в области маркетинга соответствует коду 73.11 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Подготовлено на основе материала А.Г. Дьяконова, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса
См. также: Подлежит ли возмещению НДС, если организация является налоговым агентом по договору об оказании услуг с иностранной организацией?