Что необходимо учесть в учетной политике в целях перехода на МСФО?
При составлении первой финансовой отчетности в соответствии с МСФО организация должна руководствоваться МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности".
В учетной политике должен быть отражен порядок учета всех активов и обязательств организации в соответствии с МСФО, а также порядок раскрытия информации при составлении первой финансовой отчетности.
Датой перехода на МСФО будет начало наиболее раннего сопоставимого периода в первой финансовой отчетности. Таким образом, если первая финансовая отчетность составляется на 31.12.2021, датой перехода на МСФО будет являться 31.12.2019 (п. п. 3, 6, 8 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (далее - МСФО (IFRS) 1), Приложение A к МСФО (IFRS) 1).
Сравнительная информация
При составлении первой финансовой отчетности по МСФО на 31.12.2021 п. 21 МСФО (IFRS) 1 требует, чтобы первая финансовая отчетность содержала по крайней мере:
• отчет о финансовом положении на 31.12.2021, 31.12.2020 и 31.12.2019;
• отчет о совокупном доходе за 2021 и 2020 гг.;
• отчет об изменении в собственном капитале за 2021 и 2020 гг.;
• отчет о движении денежных средств за 2021 и 2020 гг.
Если финансовая отчетность составляется за неполный отчетный период - отчеты о совокупном доходе, об изменении в собственном капитале и движении денежных средств должны быть составлены за сопоставимые периоды.
Учетная политика
При составлении первой финансовой отчетности необходимо учесть (п. п. 7, 8 МСФО (IFRS) 1):
учетная политика должна соответствовать Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России N 217н) (далее - МСФО (IAS) 8), а также иным МСФО, которые обязательны к применению на отчетную дату, а также тем стандартам, которые необязательны, но допускают досрочное применение;
все стандарты, действующие, например, по состоянию на 31.12.2021, должны быть применимы ко всем сопоставимым периодам за 2020 г., 2019 г., несмотря на то что данные стандарты могли не применяться по состоянию на 01.01.2019;
при отсутствии МСФО, специально применимого к операции, активам, обязательствам, событиям или условиям, необходимо руководствоваться собственным профессиональным суждением, при этом источником для вынесения данного суждения будут являться (п. п. 10, 11, 12 МСФО (IAS) 8):
• уместная и надежная информация, отражающая экономическое содержание операции, актива, обязательства, события или условия (договоры, соглашения и первичные документы);
• МСФО, затрагивающие аналогичные или связанные вопросы;
• критерии признания и оценки активов и обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в Концептуальных основах представления финансовых отчетов;
• последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику.
Статьи баланса по РПБУ, подлежащие корректировке
Все активы и обязательства, включенные в статьи баланса по РПБУ, должны быть классифицированы и оценены в соответствии с требованиями МСФО (п. 10 МСФО (IFRS) 1). Если МСФО не разрешает признание указанных активов и обязательств, они должны быть списаны с баланса организации.
Например, денежные средства в кредитных организациях, учитываемые на депозитных счетах, в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России N 217н) могут быть классифицированы как денежные средства и их эквиваленты, если срок обращения их в известную сумму денежных средств составляет не менее 90 дней и указанные средства не подвержены значительному кредитному риску (см. также Письмо Банка России от 24.04.2017 N 56-18/656).
Наглядным примером также является корректировка статьи "Основные средства" (для организаций, за исключением некредитных финансовых организаций и кредитных организаций) в связи с вступлением в силу Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н). Согласно Стандарту долгосрочные договоры аренды должны признаваться в отчетности как активы на праве пользования и арендные обязательства.
Исключением в данной ситуации, в частности, являются (п. 12 МСФО (IFRS) 1):
• расчетные оценки, осуществленные до даты перехода на МСФО, если они соответствуют МСФО (п. п. 14 - 17 МСФО (IFRS) 1). При этом они должны отражать обстоятельства, которые существовали на дату перехода и не учитывать обстоятельства, произошедшие позже.
Например, по состоянию на 31.12.2021 организация имеет информацию, что она выиграла судебный процесс по делу, которое не было завершено на 31.12.2019 и в котором она участвовала в качестве ответчика. По состоянию на 31.12.2019 оценочное значение должно быть оценено без учета новой информации;
• ранее прекращенные активы и пассивы, существовавшие до даты перехода (Приложение B, п. B2 МСФО (IFRS) 1);
• финансовые активы и финансовые обязательства, для которых неосуществимо ретроспективное применение эффективной процентной ставки в соответствии с МСФО (IFRS) 9 (п. B8C МСФО (IFRS) 1);
• расчет обесценения финансовых активов в соответствии с МСФО (IFRS) 9, требующий чрезмерных затрат, иными словами, если расчет ожидаемых кредитных убытков на 12-месячный срок является более трудоемким, а результат будет не соответствовать ресурсам, которые были затрачены на расчет, допускается расчет ожидаемых кредитных убытков на весь срок признания актива (п. B8E Приложения В, п. 7.2.20 МСФО (IFRS) 9).
Раскрытие информации
В примечаниях к первой финансовой отчетности должны быть раскрыты:
• сверка показателей собственного капитала и совокупного дохода, отраженных в соответствии с ранее применявшимися РПБУ, с показателями собственного капитала и совокупного дохода, соответствующими МСФО (п. 24 МСФО (IFRS) 1);
• описание корректировок, которые внесены в отчет о финансовом положении, отчет о совокупном доходе и отчет о движении денежных средств (п. 25 МСФО (IFRS) 1);
• раскрытие факта, что данная финансовая отчетность является первой финансовой отчетностью для организации, составленной в соответствии с МСФО (п. 28 МСФО (IFRS) 1);
• раскрытие факта, что организация ранее составляла отчетность в соответствии с МСФО, если организация по каким-либо причинам прекратила составление финансовой отчетности (п. 28 МСФО (IFRS) 1).
Изменение учетной политики
Если финансовая отчетность организации составляется не впервые, то изменения в учетную политику вносятся в соответствии с МСФО (IAS) 8.
Составление учетной политики с целью перехода на МСФО не должно рассматриваться как внесение изменений в учетную политику для целей составления отчетности по РПБУ, и требования МСФО (IAS) 8, касающиеся изменений в учетной политике, применяться не могут (п. 27 МСФО (IFRS) 1).
Подготовлено на основе материала
А.К. Жаркимбаевой
ООО "Листик и Партнеры"