Вопрос: Организация направила в таможенный орган декларацию на товары для осуществления таможенного декларирования иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Правомерно ли требование таможенного органа представить экспортную декларацию, оформленную в Европейском союзе в отношении декларируемых товаров для контроля таможенной стоимости?
Ответ: Непосредственного требования о представлении экспортной декларации, оформленной при вывозе, нет. Однако таможенный орган вправе требовать документы, относящиеся к товарам, в рамках таможенного декларирования и осуществления таможенного контроля. Данный документ декларант вправе не представлять, если он им не располагает, ответственности за такое непредставление не предусмотрено.
Обоснование: Требование о представлении таможенным органам экспортной декларации в отношении ввозимых товаров (далее - ЭД) является нередким на практике при контроле таможенной стоимости товаров. Рассматривая его, необходимо учесть несколько аспектов в полномочиях таможенных органов и возможностях участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).
Подобное требование на практике характерно именно при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, под которой в соответствии с п. 1 ст. 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза понимается таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
При этом согласно п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС в таможенный орган представляется декларация на товары, форма которой установлена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257. Статья 106 ТК ЕАЭС предусматривает, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о величине таможенной стоимости, а п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС говорит о том, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.
Согласно ст. 108 ТК ЕАЭС сведения, содержащиеся в таможенной декларации (а соответственно, и в декларации как одном из ее видов), должны подтверждаться соответствующими документами и такие документы должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации. ЭД можно рассматривать и в качестве одного из документов, подтверждающих их стоимость.
Поскольку таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления предполагает уплату таможенных пошлин, налогов и после помещения под нее товары меняют свой таможенный статус с иностранных на товары ЕАЭС, чрезвычайно значимым при помещении под нее является определение таможенной стоимости декларируемых товаров, так как от нее зависит сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, и в интересах декларанта максимально детально обосновать величину таможенной стоимости.
Пунктом 1 ст. 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Соответственно, достаточно часто таможенные органы запрашивают у участников ВЭД документы, подтверждающие величину таможенной стоимости, и ЭД можно рассматривать в качестве одного из таких документов, поскольку такие сведения содержатся в таможенных декларациях при экспорте практически во всех странах мира. Например, в Европейском союзе в Едином административном документе (ЕАД), который используется в качестве формы таможенной декларации, в экспортных формулярах (листы 1, 2, 3) в графе 46 указывается информация о стоимости (форма ЕАД утверждена Делегированным регламентом Европейской комиссии N 2016/341 от 17.12.2015 об утверждении Переходного делегированного акта Таможенного кодекса Союза).
Кроме того, в течение всего времени, пока товары считаются находящимися под таможенным контролем (а иностранные товары находятся под ним в большинстве случаев до приобретения статуса товаров ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, предусмотренных п. 7 ст. 14 ТК ЕАЭС), к ним могут применяться формы таможенного контроля. В соответствии со ст. 324 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенные документы - таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Соответственно, запрос о предоставлении ЭД может являться и реализацией данной формы таможенного контроля, поскольку она относится к таможенным документам, будучи оформленной таможенным органом иностранного государства.
Необходимо отметить, что требование о представлении ЭД, как правило, не является обременительным для декларанта, поскольку ее копия есть у его иностранного контрагента (который является и отправителем товаров), так как он получает ее от таможенного органа иностранного органа после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. При этом при представлении в таможенные органы на территории ЕАЭС ЭД может заверить декларант, копия, заверенная иностранным таможенным органом, не потребуется.
Однако, если все же иностранный контрагент не представит ЭД декларанту, то в соответствии с п. 10 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, декларант должен представить в таможенный орган письменные пояснения, что лицо, располагающее ЭД, отказало декларанту в их представлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего ЭД.
М.Е. Романова
К. ю. н.
Евразийская экономическая комиссия
06.04.2021