Скачать

Вопрос: В условиях программы лояльности предусмотрено, что, если клиент до конца месяца, следующего за месяцем, в котором ему были начислены бонусные баллы, не потратит их на покупки у партнеров банка, начисленные баллы в полном объеме аннулируются. Соответствует ли такое условие программы лояльности закону?


Вопрос: В условиях программы лояльности предусмотрено, что, если клиент до конца месяца, следующего за месяцем, в котором ему были начислены бонусные баллы, не потратит их на покупки у партнеров банка, начисленные баллы в полном объеме аннулируются. Соответствует ли такое условие программы лояльности закону?

Ответ: Да, поскольку организатор вправе самостоятельно определять условия программы лояльности и вносить в нее любые изменения и дополнения.

Обоснование: В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В п. 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ (п. п. 1 - 2 ст. 307 ГК РФ).
В п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в п. 3 данной статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
Из системного анализа данных правовых норм можно сделать вывод о том, что организатор по своему усмотрению вправе принять программу лояльности, уточнять и детализировать ее содержание. Поскольку действующим законодательством РФ не установлено каких-либо специальных правил и требований на этот счет, организатор программы лояльности вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия использования бонусных баллов: категории товаров, срок начисления баллов, курс их конвертации в рубли, срок действия, в течение которого баллы могут быть использованы, порядок оплаты товаров и услуг, случаи отказа в принятии бонусных баллов, их списания, а также иные условия.
Организатор программы лояльности вправе самостоятельно определять условия добровольно принимаемого на себя обязательства, а также параметры его изменения или прекращения, что в полной мере согласуется с нормативными положениями, закрепленными в ст. ст. 307, 309 - 310, п. 2 ст. 154 и ст. ст. 155 - 156 ГК РФ, и подтверждается сложившейся судебной практикой по делам рассматриваемой категории (см., например, Апелляционное определение Архангельского областного суда от 10.12.2020 по делу N 33-6657/2020, Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 06.02.2020 по делу N 2-475/2020 и др.).
Поскольку организатор программы лояльности принимает на себя обязательство по выплате клиентам баллов, он вправе предусмотреть в нем возможность внесения в оферту любых изменений и дополнений, их корректировку и отмену исключительно по своему собственному усмотрению. Данный вывод не противоречит сложившейся судебной практике (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2020 N 88-11747/2020).
В связи с этим организатор вправе включить в программу лояльности условие о том, что, если клиент до конца месяца, следующего за месяцем, в котором ему были начислены бонусные баллы, не потратит их на покупки у партнеров банка, начисленные баллы в полном объеме аннулируются.

А.И. Бычков
ООО "ПИМПЕЙ КАССА"
11.06.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!