Вопрос: Является ли обязательным проставление апостиля и иных знаков консульской легализации на нотариальной доверенности, составленной в Болгарии и представляемой на территории Российской Федерации?
Ответ: По нашему мнению, проставление апостиля и иных знаков консульской легализации на доверенности, составленной в Болгарии и представляемой на территории Российской Федерации, не является обязательным.
Вместе с тем в случае сомнений в отношении подлинности подписи, статуса лица, подписавшего доверенность, лицо, которому предъявлена доверенность, вправе запросить нотариально удостоверенную доверенность с проставленным апостилем или легализационной надписью консульского должностного лица.
Обоснование: Согласно ст. 106 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, без легализации органом Министерства иностранных дел Российской Федерации принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Болгария и Российская Федерация (в лице СССР) являются государствами, подписавшими Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05.10.1961) (далее - Конвенция).
Информация, касающаяся статуса указанной Конвенции и круга ее участников, а также об оговорках, сделанных участниками Конвенции, может быть проверена арбитражным судом на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву (https://www.hcch.net/russian) (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом").
Таким образом, требование дипломатической или консульской легализации официальных документов Народной Республики Болгарии отменено.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (абз. 1 ст. 3 Конвенции).
Доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля, если не содержит отметок официальных органов иностранного государства (абз. 1 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23).
Следовательно, проставление апостиля и иных знаков консульской легализации на доверенностях, составленных в Народной Республике Болгарии, не является обязательным. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 N 09АП-8931/2017-АК по делу N А40-178034/15.
При этом суд в случае сомнений в отношении подлинности подписи, статуса лица, подписавшего доверенность, вправе запросить дополнительные доказательства, подтверждающие полномочия лица, участвующего в деле. К числу таких доказательств может быть отнесена выданная иностранным лицом своему представителю нотариально удостоверенная доверенность с проставленным апостилем или легализационной надписью консульского должностного лица (абз. 2 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23).
Однако выполнение упомянутой в абз. 1 ст. 3 Конвенции функции (проставление апостиля, предусмотренного ст. 4 Конвенции) не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (абз. 2 ст. 3 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 12 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Москве 19.02.1975, вступил в силу с 19.01.1976) (далее - Договор) документы, которые на территории Народной Республики Болгарии составлены или засвидетельствованы компетентными учреждениями по установленной форме, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Это относится также к документам граждан, подпись которых засвидетельствована по правилам, действующим на территории соответствующей договаривающейся стороны.
Документы, которые на территории одной договаривающейся стороны рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов (п. 2 ст. 12 Договора).
Следовательно, выполнение упомянутой в абз. 1 ст. 3 Конвенции функции (то есть проставление апостиля, предусмотренного ст. 4 Конвенции) не может быть потребовано, поскольку Договор освобождает документ от легализации.
Таким образом, по нашему мнению, официальные документы, которые на территории Народной Республики Болгарии составлены или засвидетельствованы компетентными учреждениями по установленной форме, принимаются на территории Российской Федерации без легализации и проставления апостиля.
Следовательно, для представления на территории Российской Федерации проставление апостиля на доверенности, которая была засвидетельствована нотариусом Народной Республики Болгарии, не является обязательным.
Вместе с тем в случае сомнений в отношении подлинности подписи, статуса лица, подписавшего доверенность, лицо, которому предъявлена доверенность, вправе запросить нотариально удостоверенную доверенность с проставленным апостилем или легализационной надписью консульского должностного лица.
В.В. Михайлов
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
23.06.2021