Вопрос: Банк предоставляет услуги по выдаче банковских гарантий.
Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
Является ли бенефициар по выданной банком гарантии выгодоприобретателем в терминологии Закона N 115-ФЗ?
Правильно ли банк понимает, что при выдаче банковской гарантии принципалу банк обязан провести идентификацию бенефициара по гарантии в качестве выгодоприобретателя, а в случае выплаты денежных средств бенефициару - в качестве клиента банка?
Ответ: Полагаем, что банку следует идентифицировать бенефициара по банковской гарантии в качестве выгодоприобретателя - с момента заключения соглашения о выдаче банковской гарантии и до предъявления бенефициаром требования о платеже, а после предъявления бенефициаром требования о платеже - в качестве клиента.
Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4, 1.4-6 настоящей статьи, установив, в частности, следующие сведения в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
Требования к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций - Банком России по согласованию с уполномоченным органом (п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
На основании ст. 3 Закона N 115-ФЗ в целях применения данного Федерального закона:
- операции с денежными средствами или иным имуществом - это действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
- клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
- выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
В свою очередь, п. 1.1 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 499-П) определяет понятия "клиент" и "операция", "выгодоприобретатель" следующим образом:
- клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (операция);
- выгодоприобретатель - лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
В Письме от 15.07.2011 N 12-1-5/1274 Банк России разъяснил, что клиентами в целях применения Закона N 115-ФЗ являются лица, которым кредитная организация оказывает услугу на разовой или постоянной основе либо при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых указан в ч. 1 ст. 5 Закона N 395-1, либо при осуществлении иных сделок, открытый перечень которых указан в ст. 5 Закона N 395-1. Одновременно согласно позиции представителей Росфинмониторинга, приведенной в Письме от 15.02.2019 N 04-02-01/3276 (ответ на вопрос 1), при толковании термина "клиент" в целях применения Закона N 115-ФЗ под обслуживанием необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.
Согласно п. 1 ст. 368 Гражданского кодекса РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. На основании п. 1 ст. 329 ГК РФ независимая гарантия является одним из предусмотренных ГК РФ способов обеспечения исполнения обязательств.
Предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них (п. 1 ст. 370 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 370 ГК РФ гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из соглашения о выдаче независимой гарантии.
Как разъяснено в п. 7 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019, гарантийное обязательство возникает между гарантом и бенефициаром на основании одностороннего письменного волеизъявления гаранта, сами по себе недействительность или незаключенность соглашения о выдаче независимой гарантии, подписанного принципалом и гарантом, не свидетельствуют об отсутствии обязательства из гарантии.
Требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по независимой гарантии (п. п. 1, 2 ст. 374 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по независимой гарантии прекращается: уплатой бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия; окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана; вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии; по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.
Если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное, принципал обязан возместить гаранту выплаченные в соответствии с условиями независимой гарантии денежные суммы (п. 1 ст. 379 ГК РФ). При этом, за исключением случаев, когда соглашением гаранта с принципалом предусмотрено иное либо принципал дал согласие на платеж по гарантии, гарант не вправе требовать от принципала возмещения денежных сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями независимой гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром (п. 2 ст. 379 ГК РФ).
Таким образом, участниками правоотношений по выдаче независимой гарантии являются следующие лица: принципал, по чьей просьбе и за чей счет выпускается гарантия; бенефициар, в чью пользу по просьбе принципала выпускается гарантия; гарант, выпускающий гарантию в пользу бенефициара на основе просьбы принципала. В результате заключения соглашения о выдаче банковской гарантии между гарантом и принципалом возникает обязательство гаранта по выдаче гарантии в пользу бенефициара от имени гаранта, но в интересах и за счет принципала.
В свою очередь, сама независимая гарантия в общем случае представляет собой одностороннюю сделку гаранта, предметом которой является действие гаранта по выплате бенефициару определенной денежной суммы при определенных в гарантии обстоятельствах, в частности, в случае невыполнения должником основного обязательства.
Учитывая изложенное, в целях исполнения требований Закона N 115-ФЗ и Положения N 499-П с момента заключения соглашения о выдаче банковской гарантии принципал признается клиентом банка в рамках оказания услуги "выдача банковской гарантии". Одновременно, обращаясь к банку за данной услугой, клиент (принципал) фактический действует к выгоде своего кредитора - бенефициара по банковской гарантии, обеспечивая ему возможность при наступлении "гарантийных" обстоятельств получить удовлетворение своих требований к принципалу максимально быстро за счет гаранта. Следуя этому, полагаем, что при заключении между гарантом и принципалом соглашения о выдаче гарантии (при принятии гарантом решения о выдаче гарантии, в случае если указанное соглашение не заключается) бенефициар по гарантии признается выгодоприобретателем в толковании, придаваемом данному понятию Законом N 115-ФЗ и Положением N 499-П.
Как отмечено выше, с момента выдачи гарантии (вступления гарантии в силу) у гаранта возникает независимое от его отношений с принципалом обязательство перед бенефициаром об уплате по требованию последнего определенной денежной суммы за принципала. То есть исполнение принятого гарантом на себя обязательства платить бенефициару зависит от того, реализует ли бенефициар свои права по гарантии, обратившись с требованием о платеже.
Таким образом, основываясь на приведенных выше разъяснениях Банка России и Росфинмониторинга, приходим к выводу о том, что до получения требования бенефициара само по себе возложение гарантом на себя обязательства платить в соответствии с условиями гарантии о платеже не является обслуживанием бенефициара, и следовательно, бенефициар не признается клиентом банка-гаранта в толковании, придаваемом данному понятию Законом N 115-ФЗ и Положением N 499-П.
Учитывая изложенное, полагаем, что банку следует идентифицировать бенефициара по банковской гарантии в качестве выгодоприобретателя - с момента заключения соглашения о выдаче банковской гарантии и до предъявления бенефициаром требования о платеже, а после предъявления бенефициаром требования о платеже - в качестве клиента.
Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
14.07.2021