Вопрос: Вправе ли покупатель, заключивший договор перевозки автомобильным транспортом с транспортной организацией, принять к вычету НДС при потере товара во время перевозки, если право собственности на товар перешло к покупателю на дату отгрузки товара транспортной организации?
Ответ: При потере груза по вине транспортной организации сумма НДС по утраченному в пути товару к вычету не принимается, а подлежит включению в сумму убытка, возмещаемого транспортной организацией.
Обоснование: Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса РФ, ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Как разъяснено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе вследствие противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (ст. 15 ГК РФ).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.07.2013 N 2852/13 по делу N А56-4550/2012 пришел к выводу о том, что не могут быть включены в состав убытков расходы, хотя и понесенные потерпевшим в результате правонарушения, но компенсируемые ему в полном объеме за счет иных источников. В противном случае создавались бы основания для неоднократного получения потерпевшим одних и тех же сумм возмещения и, соответственно, извлечения им имущественной выгоды, что противоречит целям института возмещения вреда. Наличие у потерпевшей стороны права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к товарам (работам, услугам), приобретаемым в целях устранения последствий ненадлежащего исполнения обязательств другой стороны сделки, исключает уменьшение имущественной сферы лица в части данных сумм и, соответственно, исключает применение ст. 15 ГК РФ.
По общему правилу для принятия к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) должны соблюдаться следующие условия (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ):
- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для использования в облагаемых НДС операциях;
- приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных документов поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. п. 1, 2 ст. 169 НК РФ).
Таким образом, в случае потери товара во время перевозки на учет у покупателя он не принят, соответственно, и вычет НДС по данному товару неправомерен.
Так, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2018 по делу N А40-200849/2017 суд признал правомерным взыскание с перевозчика, утратившего груз, убытков с включением суммы НДС (Определением Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 305-ЭС18-20480 отказано в передаче дела N А40-200849/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления).
В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 1 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", при определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что исходя из содержания п. 1 ст. 146 НК РФ такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.
Таким образом, утраченный товар не может для истца являться предметом последующих операций, признаваемых объектами налогообложения; не может являться объектом перепродажи.
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2017 по делу N А32-40192/2015 в рамках спора о взыскании с экспедитора убытков за потерю груза суд пришел к следующему выводу. Принимая во внимание, что товары, стоимость которых составляет убытки истца и предмет исковых требований, приобретены истцом у поставщиков с учетом НДС, однако утрачены в пути по вине экспедитора, поэтому не могли быть приняты на бухгалтерский учет истца, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суммы уплаченного за спорный товар НДС не подлежат вычетам, так как утрата товара не является не облагаемой НДС операцией.
С учетом вышеизложенного при утрате груза по вине транспортной организации покупатель не вправе принять к вычету НДС по утраченному товару. Сумма налога подлежит включению в сумму убытка, возмещаемого транспортной организацией.
В.И. Суколенова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
05.10.2021