Вопрос: Организация имеет дебиторские задолженности по разным договорам с одним контрагентом-должником. По одной задолженности есть судебное решение о ее взыскании, приставом-исполнителем подтверждена невозможность установления местонахождения должника и отсутствует имущество, на которое может быть наложено взыскание. Можно ли на дату постановления судебного пристава включить во внереализационные расходы суммы всех имеющихся задолженностей этого должника, в том числе тех, на которые нет судебного решения?
Ответ: Если в отношении задолженности имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, указанным в п. 2 ст. 266 НК РФ, то такая задолженность признается безнадежной и учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли. Задолженность того же должника, не подтвержденная соответствующим постановлением, не может считаться соответствующей установленным критериям отнесения к безнадежному долгу. Кроме того, такая задолженность не соответствует требованиям ст. 252 НК РФ по документальному подтверждению.
Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Порядок подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли установлен п. 1 ст. 252 НК РФ. Кроме того, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет ведется на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, с учетом требований к оформлению первичных учетных документов Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Таким образом, документальное подтверждение отнесения задолженности к безнадежной для целей гл. 25 НК РФ должно осуществляться в соответствии с установленными требованиями законодательства (Письмо Минфина России от 03.02.2020 N 03-03-06/2/6311).
Учитывая указанное, согласно системному толкованию норм гл. 25 НК РФ отнесение задолженности к безнадежной для целей налога на прибыль должно соотноситься не только с критериями отнесения задолженности к таковой, но и с требованиями ее документального подтверждения.
Из указанного следует, что только при наличии в отношении конкретной суммы задолженности постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенного по основаниям, указанным в п. 2 ст. 266 НК РФ, такая задолженность может быть отнесена к безнадежной и учтена в составе расходов по налогу на прибыль.
Задолженность того же должника, не подтвержденная соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя, не может считаться надлежаще подтвержденной с точки зрения требований ст. 252 НК РФ, а также соответствующей критериям безнадежного долга, установленным в п. 2 ст. 266 НК РФ. Следовательно, не может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, на основании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в отношении другой задолженности того же должника.
При этом ничего не мешает признать такую задолженность безнадежной по иным основаниям, установленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) для целей налогообложения прибыли признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности.
Порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" части первой Гражданского кодекса РФ.
По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (п. 7 ст. 272 НК РФ). Признание задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности (Письма Минфина России от 09.06.2020 N 03-03-06/1/49480, от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482).
В.В. Ковальчук
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
01.09.2021