Скачать

Вопрос: Какие документы вправе запрашивать налоговый орган при проведении камеральной проверки согласно п. 8.9 ст. 88 НК РФ?


Вопрос: Какие документы вправе запрашивать налоговый орган при проведении камеральной проверки согласно п. 8.9 ст. 88 НК РФ?

Ответ: Налоговый орган вправе затребовать любые документы, относящиеся, по его мнению, к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Обоснование: Национальная система прослеживаемости товаров - информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров (п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 (далее - Положение)).
Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки регулируется ст. 93 Налогового кодекса РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).
В то же время при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В соответствии с п. 8.9 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с п. 2 ст. 80, гл. 21 и 26.2 НК РФ, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с гл. 26.1 НК РФ (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
1) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ и гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
2) между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В НК РФ не раскрывается понятие первичного и иного документа.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Первичный учетный документ определен через перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
В п. 2 Положения определен следующий перечень операций с товарами, подлежащими прослеживаемости:
- ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза товаров, подлежащих прослеживаемости;
- реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
- приобретение товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
- реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
- получение товаров, подлежащих прослеживаемости, комиссионером (агентом), действующим от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), от комитента (принципала) в целях последующей реализации;
- передача товаров, подлежащих прослеживаемости, комитентом (принципалом) комиссионеру (агенту), действующему от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), в целях последующей реализации;
- хранение товара, подлежащего прослеживаемости, имеющегося у участника оборота товаров на день вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень (акта Правительства Российской Федерации, утверждающего изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень);
- передача (получение) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости;
- прекращение прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с п. 4 Положения;
- возобновление прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с п. 5 Положения;
- передача товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товары (передача товаров правопреемнику в рамках реорганизации юридического лица, вклад в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, передача товаров в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов);
- получение товара, подлежащего прослеживаемости, не связанное с реализацией или получением на безвозмездной основе права собственности на товар (получение вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, получение в качестве вклада в уставный капитал имущества, получение участником договора простого товарищества имущества при выходе из товарищества, а также при разделе имущества в результате прекращения простого товарищества, получение товара, ранее переданного в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов).
В п. 8.9 ст. 88 НК РФ не установлен конкретный перечень документов, которые могут быть истребованы. При этом документы, касающиеся деятельности самой организации (такие, как штат работников, перечень ОС и т.п.), могут оказать влияние на формирование налоговой базы, в том числе на подтверждение обоснованности получения налоговой выгоды, при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В связи с этим считаем, что налоговый орган вправе затребовать любые документы, относящиеся, по его мнению, к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Н.Н. Тактаров
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
07.09.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!