Скачать

Вопрос: Банки периодически запрашивают данные о FATCA-статусе организации, в частности просят заполнить форму W-8BEN-E. Обязана ли организация предоставлять такую информацию банку?


Вопрос: Банки периодически запрашивают данные о FATCA-статусе организации, в частности просят заполнить форму W-8BEN-E. Обязана ли организация предоставлять такую информацию банку?

Ответ: Банк вправе запрашивать сведения в рамках реализации норм Закона N 173-ФЗ, в частности по форме W-8BEN-E, при этом организация заинтересована в представлении сведений, запрашиваемых банком.

Обоснование: С 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В Письмах Банка России от 05.09.2014 N 41-2-3-3/1625, от 26.08.2014 N 41-2-3-7/1537 были даны разъяснения о том, что Закон N 173-ФЗ был принят в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих банкам осуществлять взаимодействие с иностранными налоговыми органами, в первую очередь в рамках закона США "О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов", в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих избежать применения санкций, предусмотренных указанным Законом США, а также с учетом необходимости минимизировать ущерб национальным интересам РФ. При этом данный Закон не исключает взаимодействия кредитных организаций с налоговыми органами иных иностранных государств.
Таким образом, Закон N 173-ФЗ в первую очередь направлен на возможное установление взаимоотношений организаций финансового рынка с налоговыми органами США.
В соответствии со ст. 1 Закона N 173-ФЗ данный Закон устанавливает особенности осуществления, в частности, кредитными организациями (далее - организации финансового рынка, ОФР) финансовых операций на территории РФ с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу Закона N 173-ФЗ.
Так, согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 173-ФЗ ОФР принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее - клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик).
В Письме Банка России от 02.11.2015 N 12-4-5/2568 "Обобщение практики применения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" по вопросу наличия прав у кредитных организаций по выявлению клиентов - налогоплательщиков иностранных государств, и необходимости предоставления кредитным организациям информации, свидетельствующей или опровергающей возникновение налоговых обязательств перед иностранными государствами, были даны следующие разъяснения:
"7. Правомерно ли требование ОФР к клиентам, в том числе являющимся ОФР, о заполнении анкет (опросников) в соответствии с иностранным налоговым законодательством?
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 173-ФЗ ОФР принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, клиентов - иностранных налогоплательщиков.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 173-ФЗ критерии отнесения клиентов к категории клиента - иностранного налогоплательщика и способы получения от них необходимой информации определяются ОФР самостоятельно на основании Закона N 173-ФЗ в своих внутренних документах, которые подлежат размещению на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, в целях выявления клиентов - иностранных налогоплательщиков ОФР вправе запросить необходимую информацию от лиц, заключающих (заключивших) с ОФР договор, предусматривающий оказание финансовых услуг. При этом не исключается возможность использования в указанных целях анкет (опросников), составленных ОФР, в том числе с учетом требований иностранного законодательства.
8. В каких случаях в соответствии с Законом N 173-ФЗ ОФР имеет право отказывать лицу в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгать заключенный с клиентом договор, предусматривающий оказание финансовых услуг?
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 4 (для кредитных организаций) и ч. 1 - 2 ст. 5 (для других ОФР) Закона N 173-ФЗ ОФР вправе отказать клиенту в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо расторгнуть заключенный с клиентом договор в следующих случаях:
1) в случае непредоставления клиентом, в отношении которого у ОФР имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика;
2) в случае непредставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от представления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган (ИНО).
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Законом N 173-ФЗ под клиентом - иностранным налогоплательщиком понимаются лица, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов".
Из приведенных норм Закона N 173-ФЗ и разъяснений следует, что банк, который относится к ОФР, должен предпринимать меры по выявлению среди своих клиентов лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.
Таким образом, сбор информации в рассматриваемом случае осуществляется банком в целях реализации требований Закона N 173-ФЗ.
Отметим, что, в случае если у банка имеется уверенность в том, что клиент является иностранным налогоплательщиком, но такой клиент отказывается от предоставления соответствующей информации, банк вправе расторгнуть договор финансового обслуживания с таким клиентом (Письмо Банка России от 02.11.2015 N 12-4-5/2568).
Для целей выявления среди клиентов лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, банками, в частности, может осуществляться сбор сведений путем заполнения клиентом формы W-8BEN-E.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Налогового Управления США (IRS), в Инструкции по заполнению формы W-8BEN-E отмечено, что непредставление формы W-8BEN-E по запросу может привести к удержанию налога по ставке 30% или по ставке резервного удержания в определенных случаях, когда вы получаете платеж, к которому применяется дополнительное удержание.
Таким образом, в случае непредоставления банку соответствующей информации у организации существует риск удержания налогов из сумм поступающих платежей в соответствии с законодательством иностранного государства.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что банк вправе запрашивать сведения в рамках реализации норм Закона N 173-ФЗ, в частности по форме W-8BEN-E. При этом организация заинтересована в представлении сведений, запрашиваемых банком.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
01.11.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!