Вопрос: ООО и банк заключили договор комплексного банковского обслуживания и соглашение об общих правилах и условиях предоставления банковских услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО), согласно которому банк не несет ответственности за убытки, понесенные клиентом в результате несанкционированных действий пользователей, внутренних конфликтов на стороне клиента. На компьютере, на котором установлена система ДБО, произошел сбой, в связи с чем ООО проинформировало банк о необходимости приостановления всех операций по счету до устранения неполадок. Банк незамедлительно приостановил все операции по счету клиента, однако до получения от клиента информации о приостановлении операций со счета общества платежными поручениями были списаны денежные средства в пользу неизвестных контрагентов. Вправе ли организация требовать от банка возмещения убытков, возникших в результате несанкционированного списания денежных средств, при условии, что платежные поручения были подписаны электронной подписью генерального директора, подлинность которой была проверена банком, и IP-адрес, с которого осуществлялось подписание платежных поручений, является типичным для клиента?
Ответ: Организация не вправе требовать от банка возмещения убытков.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии с п. 1 ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета (п. 1 ст. 847 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 847 ГК РФ банк исполняет распоряжение о списании денежных средств при недостаточности денежных средств на банковском счете, если этот счет включен в соответствии с договором банковского счета в группу банковских счетов, в том числе принадлежащих разным лицам, и на всех банковских счетах, включенных в указанную группу, достаточно денежных средств для исполнения распоряжения клиента.
Согласно п. 1 ст. 848 ГК РФ предусмотрено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Рассматривая аналогичную ситуацию, Верховный Суд РФ в Определении от 08.11.2021 N 305-ЭС21-21769 по делу N А40-105943/2020 указал, что, руководствуясь ст. ст. 15, 401, 845, 847, 1064 ГК РФ, суды отказали в удовлетворении иска исходя из следующего: при наличии выданных банку надлежащих платежных поручений банк не имел права не исполнить их; каких-либо подозрений платежные поручения по требованиям к порядку их формирования (реквизиты, подлинность подписи, лицо, подписавшее платежные поручения) у банка не вызвали, поскольку платежные поручения были подписаны электронной подписью, принадлежащей генеральному директору общества, и в силу соглашения о ДБО банк не несет ответственности за убытки, понесенные клиентом в результате несанкционированных действий пользователей и/или внутренних конфликтов на стороне клиента.
Таким образом, в рассматриваемом случае ООО не вправе требовать от банка возмещения убытков, возникших в результате списания денежных средств в пользу неизвестных контрагентов на основании платежных поручений (подписанных подлинной электронной подписью генерального директора с типичного для клиента IP-адреса), поскольку несанкционированное списание денежных средств было осуществлено до получения от ООО информации о приостановлении операций и банк не несет ответственности за убытки, понесенные клиентом в результате несанкционированных действий пользователей, внутренних конфликтов на стороне клиента на основании соглашения о ДБО.
А.В. Крашенинников
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
02.12.2021