Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии. Временная регистрация у него отсутствует, получать вид на жительство и разрешение на временное проживание он не собирается. Как определить его статус временно пребывающего? Как начислять страховые взносы?
Иностранный гражданин, находящийся в РФ, не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, относится к числу временно пребывающих в РФ иностранных граждан.
Выплаты в пользу временно пребывающих в РФ граждан Белоруссии облагаются страховыми взносами на ОПС, ОМС, по ВНиМ и на травматизм.
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)). Таким образом, гражданин Республики Беларусь - иностранный гражданин.
Порядок определения статуса временного пребывающего
Иностранный гражданин, законно находящийся в РФ, - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
При этом иностранный гражданин, получивший вид на жительство, считается постоянно проживающим в РФ. Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание, является временно проживающим в РФ.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это, в частности, лицо, прибывшее в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Гражданам Республики Беларусь при въезде в РФ миграционные карты не выдаются (п. 7 ст. 97 Договора о ЕАЭС (далее - Договор), ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее - Соглашение)).
Таким образом, статус временно пребывающего гражданина Белоруссии подтверждается не наличием у него определенного документа, а отсутствием вида на жительство и разрешения на временное проживание. При этом срок фактического пребывания иностранного гражданина в РФ не имеет значения.
Порядок исчисления страховых взносов
Не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ). Другими словами, страховые взносы начисляются на выплаты, производимые в пользу временно пребывающих в РФ иностранных граждан, работающих в организации по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, признаваемых застрахованными в рамках соответствующего вида обязательного страхования.
Застрахованными в рамках обязательного пенсионного страхования являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ, в частности работающие по трудовому договору (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов на ОПС (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ):
• в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС - 22%;
• свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС - 10%.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС в 2022 г. - 1 565 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1951).
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ), в частности, работающие по трудовым договорам (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Следовательно, все временно пребывающие в РФ иностранные граждане (кроме высококвалифицированных специалистов) относятся к числу лиц, признаваемых застрахованными в рамках указанного вида обязательного социального страхования.
При этом в общем случае на выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, страховые взносы на случай ВНиМ начисляются по тарифу 1,8% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ).
Однако в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора граждане государств - членов ЕАЭС имеют право на социальное обеспечение (социальное страхование) наравне с гражданами РФ. В связи с этим на выплаты, производимые в пользу временно пребывающих в РФ граждан Республики Беларусь, страховые взносы в ФСС РФ начисляются по ставке 2,9%. С суммы выплат, превышающей предельную величину базы для исчисления взносов, данные взносы не уплачиваются (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ).
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на случай ВНиМ в 2022 г. - 1 032 000 руб. (Постановление Правительства РФ N 1951).
Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора). Таким образом, граждане Республики Беларусь независимо от своего статуса являются застрахованными в системе ОМС наравне с гражданами РФ. Соответственно, на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь начисляются страховые взносы на ОМС по тарифу 5,1% (пп. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ, Письма Минфина России от 29.12.2018 N 03-15-06/96593; ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2686).
Следует учесть, что для субъектов МСП установлены пониженные тарифы страховых взносов в части выплат сверх МРОТ на начало года, определяемых по итогам каждого месяца (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) действие названного Закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
Страховые взносы в ФСС РФ на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на выплаты в пользу временно пребывающих в РФ иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, а также выполняющих работы на основании договора гражданско-правового характера, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ). Тариф взносов зависит от класса профессионального риска (ст. 21 Закона N 125-ФЗ).
Порядок миграционного учета
Граждане Республики Беларусь освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока они подлежат постановке на миграционный учет (ст. 7, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)). Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания, за исключением случая, когда временно пребывающий в РФ иностранный гражданин поставлен на миграционный учет по месту нахождения (адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую и иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ, п. 6 Решения Конституционного Суда РФ от 09.11.2017).
Обратите внимание! Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 руб.; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб. (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ).
Подготовлено на основе материала
Е.В. Воробьевой,
к. э. н.
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению