Вправе ли сотрудники ГИБДД требовать от водителей - работников транспортной организации, осуществляющей перевозку (доставку) спиртосодержащей продукции, представления лицензии?
Сотрудники ГИБДД не вправе требовать от водителей представления лицензии на перевозку спиртосодержащей продукции.
Оборот алкогольной продукции на территории РФ находится под государственным контролем. Под оборотом алкогольной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пп. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ)).
На осуществление деятельности по перевозке этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции выдается лицензия (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ).
Обратите внимание! Заключение договора о перевозке с перевозчиком, не имеющим соответствующей лицензии, может привести к аннулированию в судебном порядке лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Сотрудники полиции вправе останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
В силу пп. 84.13, 84.14 п. 84 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664, проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом), является одним из оснований для предъявления сотрудником требования об остановке транспортного средства.
Исчерпывающий перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен в п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ. Согласно этой норме оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
• товарно-транспортная накладная;
• заверенная подписью руководителя организации и ее печатью (при наличии печати) копия извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах;
• копия договора о поставке за пределы РФ (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из РФ (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1 500 миллилитров).
Как видно из приведенного перечня, лицензия на осуществление перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции не является сопроводительным документом. Кроме того, определение п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ товарно-транспортной накладной в качестве документа, удостоверяющего легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечивает достижение цели контроля за соблюдением законодательства в установленной сфере деятельности (Письма Минфина России от 07.09.2021 N 27-05-16/72440, от 01.10.2021 N 27-05-16/79625, Информация Росалкогольрегулирования от 10.08.2021). Следовательно, требование сотрудников ГИБДД о представлении лицензии на перевозку неправомерно.
Подготовлено на основе материала
С.В. Тимошковой
Группа компаний
"Аналитический Центр"
С.В. Соболевой
Группа компаний
"Аналитический Центр"