Скачать

Вопрос: Правомерно ли требование налоговой инспекции представить документы за период четырехлетней давности в рамках встречной проверки?


Правомерно ли требование налоговой инспекции представить документы за период четырехлетней давности в рамках встречной проверки?


Требование налогового органа правомерно. Если сроки хранения истребуемых документов не истекли, отказ от их представления неправомерен.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Также могут быть истребованы документы (информация) у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Кроме того, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, они могут быть истребованы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти или десяти дней (в зависимости от основания направления требования) со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
При этом налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Единственное ограничение установлено п. 3 ст. 93.1 НК РФ, который предусматривает, что в поручении об истребовании документов (информации) указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Установленное п. 4 ст. 89 НК РФ ограничение трехлетним сроком периода, который может проверяться в рамках выездной налоговой проверки, не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. По мнению суда, налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.03.2021 N Ф04-6714/2020 по делу N А45-15387/2020).
Периоды, за которые налоговыми органами в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы документы, ограничиваются сроками хранения документов (Письмо Минфина России от 30.04.2019 N 03-02-08/32313).
Кроме того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Помимо этого, сроки хранения отдельных видов документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности установлены Перечнем, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 (далее - Перечень).
Сроки временного хранения документов, установленные Перечнем, должны соблюдаться всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их снижение запрещается. После истечения сроков временного хранения документы подлежат уничтожению. Уничтожение документов до истечения сроков их временного хранения запрещается (п. п. 4.3, 4.10 Инструкции, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Учитывая изложенное, налоговый орган, проводящий проверку (мониторинг) контрагента организации, вправе истребовать у организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. Если установленные законодательством предельные сроки хранения таких документов на момент получения налогоплательщиком соответствующего требования не истекли, налогоплательщик обязан представить истребуемые документы.

Обратите внимание! Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации влечет ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Кроме того, относимость истребуемых документов к проверяемому периоду и их оценка находятся в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку, а инспекция не обязана обосновывать связь указанных документов с проводимой налоговой проверкой (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 N 06АП-4615/2020 по делу N А73-5624/2020).
Также инспекция не обязана обосновывать и необходимость истребования документов (информации). Из положений ст. 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Ссылка в п. 2 ст. 93.1 НК РФ на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ст. 82 НК РФ, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 N 17АП-10502/2021-АКу по делу N А50-10757/2021, Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021 по делу N А40-194238/2020).

Подготовлено на основе материала
Е.И. Борковской
АО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр



! См. также:
• Как определить срок ответа на требование налоговой инспекции в рамках встречной проверки, полученное по ТКС?
• Исполнять ли требование налогового органа в рамках ст. 93.1 НК РФ, если вместо информации о конкретной сделке требуется представить договоры с определенным контрагентом за три календарных года?
• Каковы обстоятельства, смягчающие штраф за непредставление документов по встречной проверке (например, при командировках ответственных лиц)?
• Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!