Скачать

Вопрос: Могут ли в качестве единоличного исполнительного органа действовать два генеральных директора?


Могут ли в качестве единоличного исполнительного органа действовать два генеральных директора?


В качестве единоличного исполнительного органа вправе действовать два генеральных директора.
Данное право может быть реализовано юридическим лицом вне зависимости от его организационно-правовой формы, но при условии, что наличие двух генеральных директоров предусмотрено учредительным документом.
Обязательным условием является отражение сведений об обоих генеральных директорах в ЕГРЮЛ.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (п. 1 ст. 53 ГК РФ).
При этом в силу п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
Статья 50 ГК РФ выделяет коммерческие и некоммерческие юридические лица, порядок назначения и компетенция органов которых определяются законом и учредительным документом.

Правомерность существования двух директоров в организации
Абзацем 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ установлено: учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Надо подчеркнуть, что нормы ГК РФ не содержат запрета на наличие у юридического лица двух руководителей, должности которых имеют одинаковое название (генеральный директор, директор и т.д.).
Как отметил Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 п. 22 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), по общему правилу закон не устанавливает обязанности лица, не входящего в состав органов юридического лица и не являющегося его учредителем или участником, по проверке учредительного документа юридического лица с целью выявления ограничений или разграничения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица или нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга либо совместно.
Кроме того, в п. 121 Постановления N 25 Пленум Верховного Суда РФ отметил, что, учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, что предполагает применение законодательства о юридических лицах, на органы юридического лица распространяются только отдельные положения гл. 10 ГК РФ: п. п. 1, 3 ст. 182, ст. 183 ГК РФ и в случае наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ) - п. 5 ст. 185 ГК РФ.
Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ прямо допустил возможность наличия в одном юридическим лице нескольких генеральных директоров.
В настоящее время нижестоящие суды придерживаются аналогичного подхода и прямо допускают наличие у юридического лица нескольких руководителей.
Так, например, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 N 19АП-4034/2020 по делу N А64-8165/2019 указано, что уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
Аналогичный подход нашел отражение и в п. 5.4 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных Решением Правления ФНП от 18.07.2016 (протокол N 07/16), согласно которому полномочия выступать от имени юридического лица могут быть предоставлены учредительным документом нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ). Сведения об этом подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Соответственно, действующее законодательство допускает наличие у юридического лица одновременно двух генеральных директоров. При этом такая возможность не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица. В данном случае такая возможность должна быть предусмотрена в учредительном документе, а сведения об обоих генеральных директорах должны содержаться в ЕГРЮЛ.
В то же время отметим позицию Банка России, согласно которой образование нескольких единоличных исполнительных органов в случае корпоративного конфликта увеличивает риски в деятельности финансовых организаций, связанные с обеспечением интересов потребителей финансовых услуг и кредиторов. В связи с этим не рекомендуется образование в финансовой организации нескольких единоличных исполнительных органов, действующих совместно или независимо друг от друга (разд. 1.1 Рекомендаций исполнительным органам финансовых организаций (Информационное письмо Банка России от 25.12.2019 N ИН-06-14/99)).

Особенности деятельности организации с двумя директорами
Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества, порядок его деятельности определяются, в частности, договором, заключаемым с обществом (п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).
Так, при наличии в обществе двух директоров и совместном осуществлении ими полномочий договором может быть предусмотрено подписание локальных нормативных актов и договоров, заключаемых от имени общества, обоими директорами одновременно.
При раздельном осуществлении полномочий каждый директор действует в рамках полномочий, установленных учредительным документом и заключенным с ним договором.
Единоличный исполнительный орган общества несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием) (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ, п. 2 ст. 44 Закона N 14-ФЗ, п. 2 ст. 71 Закона N 208-ФЗ).
В случае совместного причинения убытков юридическому лицу лица, выступающие в качестве единоличного исполнительного органа, обязаны возместить убытки солидарно (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ).
При раздельном осуществлении полномочий каждый директор несет ответственность за убытки, причиненные по его вине. Солидарная ответственность при раздельном осуществлении полномочий может быть установлена договором, заключенным между лицом, исполняющим обязанности директора, и обществом (ст. 322 ГК РФ).
Следует учесть, что если учредительным документом юридического лица предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, то в отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о совместном осуществлении или ином распределении полномочий предполагается, что они действуют раздельно и осуществляют полномочия самостоятельно по всем вопросам компетенции соответствующего органа юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ) (п. 24 Постановления N 25).

Внесение сведений в ЕГРЮЛ
В ЕГРЮЛ содержатся, в частности, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В случае если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга (пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации (п. "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ).
Соответствующая форма заявления Р11001 утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, содержатся в листе Е заявления (п. 44 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (далее - Требования)).
Так как в рассматриваемом случае от имени организации имеют право действовать без доверенности два лица, при регистрации юридического лица в составе заявления следует представлять два листа Е с необходимыми сведениями в отношении каждого из таких лиц (п. 44 Требований).
Сведения об учредителях приводятся, в частности, в листах А, Б, В (п. п. 38 - 40, 43 Требований).
Также в обязательном порядке заполняются титульный лист, лист Ж (п. п. 18, 45 Требований).
Сведения о заявителе вносятся в лист И (п. 47 Требований).
Если не установлено иное, юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения путем представления соответствующих документов.
В случае если изменение указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI Закона N 129-ФЗ (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Главой VI Закона N 129-ФЗ сроки сообщения в регистрирующий орган о внесении в учредительный документ изменений, касающихся предоставления полномочий действовать от имени организации нескольким лицам, не установлены.
Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление (пп. "а" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).
Заявление формы Р13014 утверждено Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@. В данной форме следует заполнить титульный лист, лист П (сведения о заявителе - физическом лице) (п. 99 Требований). Также следует заполнить лист И, в котором отражаются сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В случае, например, если добавляется руководитель, который будет действовать совместно, то, по нашему мнению, в составе заявления следует представить два листа И с необходимыми сведениями в отношении каждого из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 95 Требований).
Способы подачи документов при государственной регистрации юридического лица, при регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, и (или) внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице предусмотрены п. 1 ст. 9 и п. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ.

Подготовлено на основе материала
П.С. Долгополова
ООО "СевИнтелИнвест"



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!