Вправе ли организация использовать акт выполненных работ с факсимильной подписью при подтверждении расходов в целях исчисления налога на прибыль, если данное право предусмотрено в договоре подряда?
При подтверждении расходов по налогу на прибыль актом выполненных работ с факсимильной подписью последуют претензии со стороны налоговых органов по поводу ненадлежащего оформления первичных документов.
Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ).
Таким образом, если соглашением сторон (в рассматриваемом случае - договором подряда) допускается использование факсимиле при подписании акта выполненных работ, с точки зрения гражданского законодательства это является допустимым.
Однако следует учитывать, что в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется.
Затраты, признаваемые расходами для целей налога на прибыль, должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли первичные учетные документы оформляются с учетом требований ст. 313 НК РФ и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Так, согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Обязательными реквизитами первичного учетного документа, в частности, являются (ст. 9 Закона N 402-ФЗ):
• наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
• подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Однако в ст. 9 Закона N 402-ФЗ не уточнен конкретный способ совершения таких подписей.
Минфин России относительно использования факсимиле выразил точку зрения, что законодательство не предусматривает использования факсимильной подписи при оформлении первичных документов, на них должна стоять личная подпись ответственного лица. С целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы. Расходы, которые документально не подтверждены, не учитываются при исчислении налога на прибыль (Письма Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81951, от 10.06.2021 N 03-11-11/45946).
Тем не менее судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Некоторые суды считают, что первичные документы, подписанные с использованием факсимиле, не могут считаться документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.04.2014 N Ф03-1016/2014, ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 N А57-4665/2013), а некоторые, напротив, допускают использование факсимиле (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2018 по делу N А60-13839/2018).
Следует отметить, что указанная арбитражная практика рассматривает и иные обстоятельства, влияющие на принятие того или иного решения.
Исходя из вышеизложенного, для организаций безопаснее, если на первичных документах будет собственноручная подпись должностных лиц, в противном случае последуют претензии со стороны налоговых органов и свою позицию придется отстаивать в суде.
Подготовлено на основе материала
С.И. Бегаевой
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр