Вопрос: Как осуществляется деятельность платежного агента?
Как осуществляется деятельность платежного агента?
Платежный агент (оператор по приему платежей или платежный субагент) - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц с использованием ККТ и специального банковского счета. Оператор ведет деятельность на основе договора об осуществлении деятельности по приему платежей с поставщиком, платежный субагент - на основе договора с оператором. Платежный субагент не вправе принимать платежи на сумму более 15 000 руб., а оператор при приеме платежа в размере более указанной суммы обязан проводить идентификацию физических лиц. Платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ)). Платежным агентом могут выступать (п. п. 3, 4, 5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ): • оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; • платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Законом N 103-ФЗ, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016 подчеркнуто, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Условия деятельности оператора по приему платежей Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор, по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Деятельность по приему платежей без указанного договора запрещена (ч. 1, 7, 11 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Операторы по приему платежей отнесены к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Для осуществления приема платежей оператор обязан встать на учет в Росфинмониторинге (ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Операторы по приему платежей не имеют права принимать на обслуживание и осуществлять операции с денежными средствами организаций, не имеющих необходимой лицензии, а также организаций, оказывающих услуги через сайт, если доменное имя, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено в РФ (ч. 1 ст. 5, п. 15 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). При этом до 01.04.2022 Банк России не применяет меры за нарушение требований в части осуществления операций по поручению лиц, оказывающих услуги через сайт, включенный в Единый реестр запрещенных сайтов (Информационное письмо Банка России от 15.11.2021 N ИН-014-12/88). Если сумма платежа превышает 15 000 руб., оператор должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж (ч. 6 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, пп. 1 п. 1, п. 1.1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). При приеме платежей оператор обязан использовать ККТ и специальный банковский счет (ч. 11.1, 12, 14, 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Оператор по приему платежей вправе привлекать для осуществления приема платежей платежных субагентов, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (ч. 7 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей. Условия деятельности платежного субагента Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора между оператором и поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством РФ, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. Деятельность по приему платежей без указанного договора запрещена (ч. 8, 9, 11 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Постановка платежного субагента на учет в Росфинмониторинге не требуется. При этом он не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, то есть если сумма платежа превышает 15 000 руб. (ч. 10 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). При приеме платежей платежный субагент обязан использовать ККТ и специальный банковский счет (ч. 11.1, 12, 14, 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Специальный счет платежного агента Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (ч. 14, 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). По счету платежного агента допустимо осуществлять лишь ограниченный перечень операций (ч. 16 ст. 4 Закона N 103-ФЗ): зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом); зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. Таким образом, специальный банковский счет платежного агента используется для зачисления средств, полученных от физических лиц, а также расчетов с поставщиками, с которыми заключен соответствующий договор. Открытие специального счета Открытие банковского счета платежному агенту осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N 153-И) на основании представления потенциальным клиентом того же комплекта документов, что и для открытия расчетного счета, включающего соответственно (п. 4.1 Инструкции N 153-И): • учредительные документы; • выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет; • карточка с образцами подписей и оттиска печати; • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи; • документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица. Банк России обратил внимание на то, что для принятия решения о возможности заключения с платежным агентом договора банковского счета кредитная организация при необходимости вправе получить информацию о наличии заключенного договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (Письмо Банка России от 21.12.2009 N 172-Т "Об открытии платежному агенту, банковскому платежному агенту отдельного банковского счета"). Соответственно, при открытии специального банковского счета платежному агенту кредитная организация должна располагать сведениями соответственно о договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4.14 Инструкции N 153-И). Порядок фиксирования указанных сведений определяется банком самостоятельно в банковских правилах. Основанием для открытия счета в силу требования п. 1.2 Инструкции N 153-И являются заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и сведений, определенных законодательством Российской Федерации, при условии, что в целях исполнения Закона N 115-ФЗ: • проведена идентификация клиента, его представителя, выгодоприобретателя; • приняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, когда идентификация бенефициарных владельцев не проводится. Кредитная организация обязана отказать клиенту в заключении договора банковского счета в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в случае, если идентификация должна производиться (п. 2.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Также кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом (за исключением клиента - физического лица) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). В настоящее время вследствие отсутствия четкости в требованиях, предусмотренных ст. 7 Закона N 115-ФЗ, существует правовая неопределенность по многим вопросам осуществления идентификации и принятия отказных решений. В данной связи непонятно, распространяется ли данное исключение на платежного агента - ИП. Кредитные организации вправе решать данный вопрос самостоятельно, поскольку исходя из пп. "к" п. 6.2 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П кредитная организация самостоятельно определяет иные, помимо указанных в данном пункте, факторы, по отдельности или по совокупности влияющие на принятие кредитной организацией отказного решения. Вместе с тем банковская практика исходит из того, что требование об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) распространяется на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку позиция Банка России фактически приравнивает ИП к юридическим лицам (абз. 2 п. 6.4 Положения Банка России N 375-П). Кроме того, кредитные организации руководствуются положениями вышеуказанного п. 2.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в том числе при заключении с клиентом договора банковского счета (вклада). При этом выгодоприобретатель определяется как лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, к которому можно отнести договор об осуществлении деятельности по приему платежей (ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Отказы в заключении договора банковского счета по указанным основаниям не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации (п. п. 2.2, 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от заключения договоров с клиентами по основаниям, предусмотренным в п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ (наличие подозрений в том, что целью открытия счета будет являться ОД/ФТ) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем отказа (п. 13.1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Кредитная организация обязана предоставить клиенту, которому отказано в заключении договора банковского счета по указанному основанию, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором банковского счета или действующими в кредитной организации публичными правилами (например, правилами открытия и ведения банковских счетов) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (п. 13.1-1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Клиент вправе обжаловать действия банка либо путем представления необходимых документов или пояснений в банк, вынесший отказное решение, либо в специально созданную межведомственную комиссию при Банке России, либо в суд. Решение о выборе способа обжалования клиент выбирает самостоятельно (п. п. 13.4, 13.5 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ). При устранении указанного в п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета, сведения о котором ранее были переданы в Росфинмониторинг, кредитные организации обязаны представить сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения такого основания (абз. 2 п. 13.1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). В случае отмены ранее принятого по указанному в п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ основанию отказного решения банка судом кредитные организации также обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о такой отмене в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения кредитной организацией вступившего в силу решения суда (абз. 3 п. 13.1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Подготовлено на основе материала Д.Г. Алексеевой Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
См. также: Каков порядок применения ККТ при осуществлении деятельности платежными агентами?