Скачать

Вопрос: Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?


Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?


Законодательством не установлены особенности представления "экологической" отчетности для малых предприятий. Обязанность предприятия представить отчетность зависит от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.
В зависимости от различных обстоятельств, в частности вида деятельности, категории объекта, на котором осуществляется деятельность, малому предприятию может потребоваться сдавать различного вида отчетность, в частности, в Росприроднадзор.
Статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) больше не предусмотрено деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес, в настоящее время предприятия делятся на четыре категории опасности (Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00178-ОГ).

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
К лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твердых коммунальных отходов).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).
Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п. п. 2, 8 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). Форма и Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043.
Таким образом, если в процессе деятельности предприятия (независимо от того, является ли оно малым) осуществляется негативное воздействие на окружающую среду в указанных формах и отсутствуют обстоятельства, в связи с наличием которых плата не взимается, то такие предприятия обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, представлять декларацию.
Отметим, что согласно разъяснениям Росприроднадзора, в случае если в соответствии с нормами Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, у них существует обязанность по подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В случае отсутствия обязанности по внесению указанной платы обязанность по подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует (Письмо Росприроднадзора от 20.11.2020 N АА-03-02-32/40618).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629).
Комплексное экологическое разрешение должно заменить разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Кроме того, документ будет включать в себя нормативы образования отходов и данные по лимитам на их размещение, выдаваемые Росприроднадзором. Предусматривается постепенное обращение за получением данного документа (ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ), Информация Минприроды России).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат разработке и утверждению в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 (далее - Порядок N 1029), и Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания N 1021).
Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории (далее - Административный регламент N 437).
Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов; обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 3 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Нормативы допустимых выбросов до подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения следует направлять в Роспотребнадзор для получения заключения о соответствии их санитарным правилам (Письмо Росприроднадзора от 26.10.2020 N РН-09-01-32/36533).
Следует учесть, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, полученные субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. Также с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч. 6 и 7 ст. 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч. 6 и 7 ст. 11 Закона N 219-ФЗ (ч. 1, 1.1 ст. 11 Закона N 219-ФЗ, Письма Минприроды России от 06.11.2020 N 25-50/14287-ОГ, Росприроднадзора от 08.06.2021 N МК-02-04-34/17751).
Следует также обратить внимание, что п. 96 Административного регламента N 437, как и п. 12 ранее действовавшего Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, предусмотрено ежегодное представление технического отчета, однако Порядок N 1029 и Методические указания N 1021 не содержат указаний по его представлению.
Таким образом, в настоящее время по вопросу необходимости оформления и представления технического отчета рекомендуется обратиться за разъяснениями в органы Росприроднадзора.

Обратите внимание! Ведение деятельности на объектах IV категории не требует разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При осуществлении деятельности на объектах, категория которых не определена, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также не требуется (п. 6 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347, Росприроднадзора от 20.06.2018 N АА-10-02-32/12525).

Декларация о воздействии на окружающую среду
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509, один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (п. 4 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, п. п. 1, 6, 7 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в территориальные органы Росприроднадзора, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 11.03.2021 N МК-02-02-34/6883).
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется (п. 8 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ).
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах II категории первичный срок представления декларации составляет не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, которые получены до 1 января 2019 г. (разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимиты на выброс загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимиты на сброс загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) (ч. 1, 1.2 ст. 11 Закона N 219-ФЗ).

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет ПЭК)
Пунктом 2 ст. 67 Закона N 7-ФЗ предусмотрена обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля. В связи с этим предусмотрена обязанность по представлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261. Лица (за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
В случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хотя бы один из которых включен в федеральный государственный реестр, отчеты ПЭК представляются по всем объектам в территориальный орган Росприроднадзора (Письмо Росприроднадзора от 05.04.2021 N МК-02-02-34/10325).
Срок представления - ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Минприроды России полагает, что последним днем срока для представления отчета (во всех возможных форматах представления) следует рассматривать 25 марта до 24 ч. При этом ранее Росприроднадзор указывал, что последняя дата представления отчета - не позднее 23:59:59 24 марта года, следующего за отчетным (п. п. 7, 8 ст. 67 Закона N 7-ФЗ, п. п. 1, 2 Приложения N 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74, Письма Минприроды России от 09.09.2020 N 12-50/11613-ОГ, Росприроднадзора от 15.10.2020 N МК-02-02-32/34869).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности (п. 2 Приложения N 2 к Приказу Минприроды России N 74, Письмо Росприроднадзора от 11.03.2021 N МК-02-02-34/6883).
Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522.

Отчетность для организаций, ведущих деятельность на объектах III категории
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета ПЭК в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды (п. 5 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, п. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Срок представления отчета ПЭК, как указано выше, - ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (п. 1 Приложения 2 к Приказу Минприроды России N 74).

Статистическая отчетность
Если деятельность малого предприятия связана с обращением отходов (сбором, накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением), то необходимо представлять отчетность по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной Приказом Росстата от 09.10.2020 N 627. Форму не представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов) (ст. 19 Закона N 89-ФЗ, п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата N 627).
Если предприятие или индивидуальный предприниматель имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные) независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то они представляют в Росприроднадзор отчетность по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) не позднее 22 января года, следующего за отчетным. Сведения представляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых по всем объектам объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ превышают 10 тонн в год либо объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ I и (или) II классов опасности (п. п. 1 - 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661, Письмо Росприроднадзора от 16.01.2019 N РН-03-01-31/1722).
Если предприятие или индивидуальный предприниматель разрабатывают месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляют строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, то они представляют отчетность по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (рекультивация) не позднее 1 февраля после отчетного периода (п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 29.12.2012 N 676).

Отчетность производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
Также предприятие обязано представлять отчетность в Росприроднадзор, в случае если оно производит или импортирует товары, включенные в установленные Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п. п. 2, 9, 16 - 18 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Отчетность представляется в порядке, установленном Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1520 (далее - Правила N 1520) (пп. "з" п. 16 Правил N 1520, п. п. 15 - 16 Приложения N 1 к указанным Правилам N 1520).

Обратите внимание! Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, влечет административную ответственность по ст. 8.5.1 КоАП РФ.

Отчетность предприятий, расположенных на территориях, в которых проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии) (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ)).
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Порядок N 352).
Так, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Порядка N 352).
Сведения, полученные в результате инвентаризации, представляются по запросу в орган государственной власти субъекта РФ для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (абз. 13 п. 1 ст. 30 Закона N 96-ФЗ).
Если предприятие или индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность на территории эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то они обязаны представлять сведения, полученные в результате проведения инвентаризации, по запросу в Росприроднадзор, а также разрабатывать и представлять в данный орган предложения по квотам выбросов (ст. 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 65 Закона N 7-ФЗ, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400).
Правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, утвержденные Приказом Минприроды России от 29.11.2019 N 814 (далее - Правила N 814), устанавливают порядок определения и установления квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании результатов проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и оценки риска здоровью населения в соответствии с их вкладом в концентрацию приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
На период проведения эксперимента по квотированию выбросов указанные Правила N 814 действуют в ряде областей. Данными Правилами N 814 предусмотрены, в частности, следующие положения (п. п. 6.9, 6.10 Правил N 814):
• для квотируемых объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, утвержденные квоты выбросов включаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в декларации о воздействии на окружающую среду;
• юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, в состав отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов дополнительно включают сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, а также о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов.

Форма представления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении, накоплении твердых коммунальных отходов
В целях ежемесячного расчета показателей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" нацпроекта "Экология" Приказом Минприроды России от 02.09.2021 N 623 утверждена форма представления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении, накоплении твердых коммунальных отходов.
Форму заполняют и представляют, в частности, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти (п. 2 Указаний, утв. Приказом Минприроды России N 623):
• региональные операторы по обращению с ТКО;
• операторы по обращению с ТКО;
• юридические лица, не заключившие договоры с региональным оператором, но имеющие собственные объекты размещения отходов;
• операторы, осуществляющие обработку ТКО, заключившие договор об оказании услуг по утилизации и (или) захоронению отходов с другим оператором либо самостоятельно утилизирующие и (или) захоранивающие отходы после обработки ТКО.
Малое предприятие обязано сдавать отчетность по указанной форме, если оно относится к какой-либо из перечисленных групп.

Подготовлено на основе материала
С.А. Клевцовой
Группа компаний
"Аналитический Центр"



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!