Вопрос: Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств? Обязана ли организация иметь штатного работника для предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств, или она может обратиться к сторонней организации для этого? Можно ли на водителя возложить обязанность по его проведению? Организация не обязана иметь штатного работника для предрейсового контроля. Правомерно обратиться к сторонней организации либо возложить обязанность по проведению контроля на водителя в порядке совмещения, если он соответствует профессиональным и квалификационным требованиям. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки автомобильным транспортом, а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, должны в том числе организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ)). Порядок оформления результатов контроля технического состояния транспортных средств Предрейсовый контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа (п. 3 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2021 N 9 (далее - Порядок N 9)). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов регламентированы Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 (далее - Порядок N 368) и включают отметку о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (пп. 4 п. 4, п. 16 Порядка N 368). Приказом Минтранса России N 368 форма типового бланка путевого листа не установлена. Вместе с тем необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны Обязательные реквизиты, которые приведены в Приказе Минтранса России N 368 (Письмо Минтранса России от 15.01.2021 N ДЗ-66-ПГ). Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются в путевом листе должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16 Порядка N 368). Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического состояния транспортных средств Предрейсовый контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Такие лица должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", устанавливаемым Минтрансом России (п. 6 Порядка N 9). Указанные профессиональные и квалификационные требования регламентированы Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 (далее - Требования N 282). Так, контролер технического состояния автотранспортных средств автомобильного транспорта должен знать (пп. 13.1 Требований N 282): • НПА по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; • НПА в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте; • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; • технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; • основы транспортного и трудового законодательства РФ; • основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации; • порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ; • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты. Контролер технического состояния автотранспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния (пп. 13.2 Требований N 282). К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований (пп. 13.3 Требований N 282): • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии, или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"; • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии, или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет (пп. 13.4 Требований N 282). К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных абз. 3 п. 13.4 Требований N 282 при наличии специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"). К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или высшее образование, требования к стажу не предъявляются. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам (п. 2 Требований N 282). Стоит отметить, что при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж, в тематику которого включаются в том числе вопросы о порядке прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средств (п. 7.1 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145). Порядок назначения контролера технического состояния транспортных средств Действующее законодательство содержит требования к уровню знаний и наличию соответствующего профессионального образования у контролера технического состояния транспортных средств, при этом не содержит нормы, обязывающей работодателя иметь штатного работника-контролера. Соответственно, организация может обратиться к сторонней организации для проведения такого контроля. При этом специалист сторонней организации также должен соответствовать требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств автомобильного транспорта. С письменного согласия работника работодатель вправе возложить обязанность по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств на водителя в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ), если водитель соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств в соответствии с Требованиями N 282.
Подготовлено на основе материала В.И. Неклюдова Государственная инспекция труда в Нижегородской обл.
См. также: С какой организацией правомерно заключать договор об оказании медицинских услуг для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров?