Вопрос: В чем отличия между спонсорским договором и договором о предоставлении рекламных услуг, а также между спонсорской помощью и благотворительной деятельностью?
В чем отличия между спонсорским договором и договором о предоставлении рекламных услуг, а также между спонсорской помощью и благотворительной деятельностью?
Правовая квалификация спонсорского договора зависит от содержащихся в нем обязательств сторон. Отличие спонсорского договора от договора предоставления услуг заключается, по нашему мнению, в том, что по договору услуг получатель помощи должен предоставить определенные услуги, в частности рекламные, при этом договор, как правило, не предполагает целевого использования средств. В отличие от благотворительной помощи, которая предоставляется безвозмездно и на определенные цели, спонсорская помощь предоставляется взамен размещения спонсорских материалов и рекламы. В действующем законодательстве РФ понятие спонсорского договора отсутствует, поэтому его юридическая квалификация зависит от характера выраженных в нем обязательств и действительной воли сторон (ст. 431 ГК РФ). Обычно по условиям спонсорского договора спонсор предоставляет денежные средства (спонсорский взнос) получателю на финансирование спортивного, культурного или иного публичного мероприятия, а последний обязуется расходовать полученную помощь в соответствии с ее назначением, предоставлять отчетность, организовывать размещение рекламы (размещать рекламу) о спонсоре, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные спонсорским договором. А, в частности, в целях применения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). Если спонсорская помощь в виде денежных средств или в иной форме предоставляется получателю безвозмездно и без указания на какую-то конкретную цель, то такую сделку следует квалифицировать как договор дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Если спонсорская помощь была предоставлена получателю безвозмездно, но с указанием конкретной цели или же в общеполезных целях, то такая сделка отвечает признакам договора пожертвования (п. п. 1 и 3 ст. 582 ГК РФ). Если условием передачи спонсорской помощи было предоставление получателем тех или иных услуг, например, размещение рекламных материалов, привлечение клиентов и другие действия, но договор не предполагает целевого использования средств, предоставления отчетности и так далее, то такой спонсорский контракт следует квалифицировать в качестве договора возмездного оказания услуг, в том числе рекламных (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Это связано с тем, что фактически передача спонсорской помощи является платой за услуги (ст. 423 ГК РФ, п. п. 21 - 22 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, приведенного в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). Кроме того, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 N 09АП-50398/2019 по делу N А40-75828/2019 указано, что законодательство не содержит запретов на установление встречных обязательств по отношению к предоставляемой спонсорской помощи, в связи с чем на обязательства сторон распространяются положения ст. 328 ГК РФ. Таким образом, по нашему мнению, спонсорский договор может быть квалифицирован как договор возмездного оказания услуг при условии, что предоставление спонсорской помощи поставлено в зависимость от оказания получателем определенных услуг в пользу спонсора. В ином случае соглашение можно квалифицировать как непоименованный или смешанный договор (п. п. 2 - 3 ст. 421 ГК РФ). Относительно соотношения понятий "спонсорская помощь" и "благотворительная помощь" необходимо отметить следующее. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"). Законом установлены также цели благотворительной деятельности. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований (ст. ст. 2, 5 Закона N 135-ФЗ). В тех случаях, когда спонсорская помощь предоставляется безвозмездно и в соответствующих целях, такое обязательство отвечает признакам благотворительной деятельности. Таким образом, благотворительная помощь предоставляется безвозмездно, в то время как спонсорская помощь, как правило, предоставляется взамен размещения спонсорских материалов и рекламы.
Подготовлено на основе материала А.И. Бычкова ООО "ПИМПЕЙ КАССА"
См. также: • Как оформляется оказание спонсорской помощи? • Как организации отразить в учете оказание безвозмездной спонсорской помощи? • Как организации отразить в учете получение от спонсора безвозмездной помощи?