Вопрос: Нужно ли проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры курьерам организации, которые будут работать один-два дня в неделю на своем либо на служебном автомобиле?
Нужно ли проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры курьерам организации, которые будут работать один-два дня в неделю на своем либо на служебном автомобиле?
Нет, проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры указанным работникам не нужно (кроме случаев, когда управление служебным транспортом является их дополнительной трудовой функцией). При этом полагаем, что в случаях, когда курьер занят доставкой грузов на служебном автомобиле, в его трудовые функции в обязательном порядке должны быть включены трудовые функции водителя. Это обуславливается в том числе тем фактом, что для выполнения им трудовой функции курьера ему будет передаваться служебный автомобиль. В связи с этим курьеры, занятые доставкой грузов на служебном автомобиле, должны проходить предрейсовый осмотр, а в случае перевозки опасных грузов - послерейсовый осмотр. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок)). Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, содержащий профессию водитель автомобиля. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. 6 Порядка). Из буквального прочтения нормы следует, что она распространяется только на работников, работающих в должности водителя. В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31, профессия водитель автомобиля в том числе предполагает выполнение работником следующих трудовых функций: управление легковыми автомобилями; управление грузовыми автомобилями; заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Трудовой договор должен содержать условия о трудовой функции работника. Кроме того, обязательными для включения в трудовой договор являются условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы) (ст. 57 ТК РФ). При этом в локальном нормативном акте (коллективном договоре, соглашении) работодатель должен установить перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ). Таким образом, согласно одной позиции, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу N 33а-2857/2019). То, что курьер управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию. Однако по данному вопросу есть иная позиция. Так, водитель транспортного средства - это лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя (ст. 2 Закона N 196-ФЗ). Таким образом, курьер, перевозящий на автомобиле пассажиров и багаж, а также груз, в том числе для собственных нужд организации, должен проходить предрейсовый медосмотр. Данный вывод подтверждает Решение Оренбургского областного суда от 19.08.2020 по делу N 21-325/2020. Так, суд признал правомерным привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в случае, когда курьер использовал автомобиль организации без прохождения предрейсового медосмотра. Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 212 ТК РФ). Таким образом, организации, имеющие и эксплуатирующие транспортные средства, являются владельцами источника повышенной опасности и обязаны организовать и проводить все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в отношении штатных водителей организации, а также работников, привлекаемых к исполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителей служебного транспорта, если такая дополнительная трудовая функция по согласованию с работником надлежащим образом оформлена. Послерейсовые медицинские осмотры в отношении таких работников не проводятся, если их работа не связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. По нашему мнению, курьеры не обязаны проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры (кроме случаев, когда управление служебным транспортом является их дополнительной трудовой функцией). При этом полагаем, что в случаях, когда курьер занят доставкой грузов на служебном автомобиле, в его трудовые функции в обязательном порядке должны быть включены трудовые функции водителя. Это обуславливается в том числе тем фактом, что для выполнения им трудовой функции курьера ему будет передаваться служебный автомобиль. В связи с этим курьеры, занятые доставкой грузов на служебном автомобиле, должны проходить предрейсовый осмотр, а в случае перевозки опасных грузов - послерейсовый осмотр.
Подготовлено на основе материала П.С. Сергеева, действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса
См. также: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем?