Вопрос: Какие негативные налоговые последствия могут возникнуть, если контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации?
Какие негативные налоговые последствия могут возникнуть, если контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации?
Сам по себе адрес массовой регистрации организации ни о чем не свидетельствует, однако он может быть признаком компании-однодневки или технической компании, а взаимодействие с такими контрагентами может привести к негативным налоговым последствиям в виде отказа в учете расходов при исчислении налога на прибыль или в вычетах по НДС по операциям с таким контрагентом. Кроме того, при доказанности нарушения положений ст. 54.1 НК РФ от сделки с таким контрагентом должностные лица могут быть привлечены к налоговой, административной или уголовной ответственности. В Едином государственном реестре юридических лиц содержится помимо прочего адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Официального понятия "адрес массовой регистрации" законодательство РФ не содержит. Как правило, подразумевается, что адрес может относиться к адресам массовой регистрации юридических лиц, когда по нему зарегистрировано большое количество организаций (от нескольких десятков или сотен организаций). Проверить, является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации, можно на сайте ФНС России https://service.nalog.ru/addrfind.do. Налоговый орган может обращаться к информации об адресе массовой регистрации контрагентов проверяемого налогоплательщика на любом этапе контрольных мероприятий, например: • при проведении предпроверочного анализа могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности контрагента, в том числе в связи с регистрацией по адресу массовой регистрации. В дальнейшем это может быть основанием для углубленной проверки именно этих взаимоотношений по такому контрагенту уже в рамках назначенных и проводимых контрольных мероприятий, в частности выездных проверок; • при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС с суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ); • при проведении выездной проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль и НДС (ст. 89 НК РФ). Сам по себе адрес массовой регистрации организации ни о чем не свидетельствует, поскольку факт регистрации организации состоялся. В ряде случаев в ресурс могла попасть информация в отношении бизнес-центров, где по одному адресу действительно может располагаться большое количество организаций. Однако, как сказано в Письме ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@, регистрация по массовому адресу является одним из признаков фирмы-однодневки. В связи с чем сделки с таким контрагентом могут быть подвергнуты более тщательной проверке, так как использование в хозяйственной деятельности фирм-однодневок является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды (п. 1 Способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Следует учесть, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 163-ФЗ)). При отсутствии указанных в п. 1 данной статьи обстоятельств налоговая база и/или сумма налога считаются правомерно уменьшенными, в частности, при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 54.1 НК РФ): • неуплата / неполная уплата и/или зачет/возврат суммы налога не являлись основной целью сделки; • обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной в договоре, и/или лицом, которому обязательство передано по договору или закону. Так, нарушение пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ имеет место в случае, когда материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходит от иного лица, а не от заявленного контрагента (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@). Письмом ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ (далее - Письмо N БВ-4-7/3060@) направлены рекомендации территориальным налоговым органам для использования при доказывании и юридической квалификации обстоятельств, выявленных при проведении мероприятий налогового контроля в рамках применения ст. 54.1 НК РФ. Основное внимание уделено рассмотрению квалификации нарушения по пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ (как доказывания самого нарушения, так и ответственности в этой связи по ст. 122 НК РФ). Также определено понятие "технические компании" - это компании, которые не осуществляют деятельность в своем интересе и на свой риск, не обладают необходимыми активами, не выполняют реальных функций и принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от их имени в противоправных целях (п. 4 Письма N БВ-4-7/3060@). По нашему мнению, адрес массовой регистрации может быть одним из признаков, характеризующих контрагента как техническую компанию. Так, п. 13 Письма N БВ-4-7/3060@ определено, что квалификация пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ применяется: • при совершении налогоплательщиками умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов путем использования формального документооборота с участием технических компаний; • при установлении того, что налогоплательщик должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как техническую компанию, и об исполнении обязательства иным лицом (одновременно). При этом если налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал об обстоятельствах, характеризующих контрагента как техническую компанию, и об исполнении обязательства иным лицом, то указанные действия будут квалифицированы как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ (совершенное умышленно). Если же поведение налогоплательщика не отвечало стандарту разумного поведения участника оборота и коммерческой осмотрительности, налогоплательщик должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как техническую компанию и свидетельствующих о невозможности исполнения обязательств данным контрагентом, действия налогоплательщика, повлекшие неуплату или неполную уплату суммы налога, квалифицируются по п. 1 ст. 122 НК РФ (п. 19 Письма N БВ-4-7/3060@). Доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля. При этом данные положения применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ (п. 5 ст. 82 НК РФ, п. 2 ст. 2 Закона N 163-ФЗ). Дополнительными обстоятельствами, которые будут учитываться налоговыми органами при проверках, могут быть: • отсутствие фактической возможности выполнить условия договора исходя из ресурсов, которыми обладает контрагент; • наличие сведений, свидетельствующих об обналичивании денежных средств в интересах проверяемой организации; • установление согласованности действий и подконтрольность задействованных участников сделки, целью которых является занижение или неуплата налогов, и др. Таким образом, ведение хозяйственной деятельности с контрагентом, зарегистрированным по адресу массовой регистрации, в совокупности с иными основаниями может повлечь различного рода неблагоприятные налоговые последствия в виде отказа в учете расходов при исчислении налога на прибыль или в вычетах по НДС по операциям с таким контрагентом, а как следствие - доначисление налогов, пеней, взыскание штрафа за неуплату налогов (ст. ст. 75, 122 НК РФ). Кроме того, могут быть последствия в виде привлечения должностных лиц к административной ответственности за грубое нарушение бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП РФ) или к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный (ст. ст. 199, 199.1 УК РФ). В целях избежания неблагоприятных последствий организации рекомендуется проверять своих контрагентов на предмет наличия признака адреса массовой регистрации (проявлять так называемую коммерческую осмотрительность), а также устанавливать фактический адрес организации, ведь адрес массовой регистрации по сути может означать, что у организации отсутствует офис. При установлении таких фактов лучше отказаться от взаимоотношений с контрагентом либо впоследствии быть готовым к разногласиям с налоговыми органами (при установлении совокупности иных обстоятельств, достаточных для вменения положений ст. 54.1 НК РФ).
Подготовлено на основе материала Е.С. Григоренко, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса
См. также: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?