Вопрос: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?
Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?
В отношении самой организации необходимо проверять сведения о состоянии расчетов с бюджетом, правильность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Рекомендуемая периодичность проверки расчетов с бюджетом - один раз в месяц. Сведения в ЕГРЮЛ рекомендуется проверять по мере представления документов о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Сведения относительно контрагента рекомендуется проверять до заключения договора и периодически до прекращения договорных отношений с ним. В отношении контрагента необходимо проверить место нахождения, статус контрагента как действующего лица, сведения о руководителе организации. При этом рекомендуется использовать сведения, размещенные на официальных сайтах органов государственной власти, в том числе ФНС России, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Следует отметить, что законодательством не установлена периодичность проверок организацией достоверности сведений, размещенных на сайте ФНС России, о самой организации, ее контрагентах. Вопрос периодичности проверок определяется организацией самостоятельно и может зависеть от количества договоров с контрагентами, от наличия изменений в деятельности самой организации, требующих уведомления налогового органа. Так, желательная периодичность проверки сведений относительно контрагента - до заключения сделки с ним и до прекращения с ним отношений. В целях проверки сведений рекомендуем использовать в том числе: • сервис "Проверь себя и контрагента"; • сервис "Прозрачный бизнес"; • сервис "Недействительные ИНН юридических лиц"; • сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"; • открытые данные о наличии недоимки и налоговых правонарушениях. При проверке на степень благонадежности потенциального контрагента необходимо использовать все имеющиеся в открытом доступе сведения об организации, главным образом размещенные на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Такая проверка позволит снизить вероятность возникновения возможных претензий со стороны контролирующих органов. Проверь себя и контрагента Сервис "Проверь себя и контрагента" (https://egrul.nalog.ru/index.html). Согласно информации, размещенной на сайте ФНС России, указанный сервис позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика) и представляет сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, о дисквалифицированных лицах, о статусе адреса как адреса массовой регистрации. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данным сервисом предусмотрены следующие критерии поиска: • поиск по ОГРН или ИНН; по наименованию юридического лица (применительно к поиску юридических лиц); • поиск по ОГРНИП или ИНН; по Ф.И.О. и региону места жительства (применительно к поиску индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств). При заполнении обязательных реквизитов и при указании верного проверочного кода в качестве положительного результата поиска будут выступать содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об указанном лице в форме электронного документа в формате PDF. В частности, при проверке контрагента рекомендуется обратить внимание на следующие сведения: • о дате регистрации; • об адресе (месте нахождения); • о прекращении деятельности; • о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и его ИНН. Таким образом, из данного документа можно установить, к примеру, что организация-контрагент в действительности зарегистрирована, поставлена на налоговый учет, является действующей (не ликвидирована), установить Ф.И.О. и ИНН руководителя организации и соотнести указанные сведения, например, с содержанием представленных на бумажном носителе документов самим контрагентом до заключения сделки. Кроме того, на сайте ФНС России можно получить следующие сведения: • о сообщениях юридических лиц, опубликованных в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иных сообщениях юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации; • опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ; • о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке; • о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года; • о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц. Соответственно, при помощи данных поисковых групп можно исключить или установить, что контрагент, к примеру, имеет "массовый" адрес регистрации, руководитель организации также имеет признак "массовости", иными словами, является руководителем еще ряда (множества) организаций, руководитель, сведения о котором представлены до заключения сделки, ранее отказался от своего участия в управлении и деятельности данной организации и данный факт установлен в судебном порядке. Осведомленность о данных фактах и обстоятельствах позволит в ряде случаев исключить вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов и минимизирует собственный риск организации, которая при установлении указанных обстоятельств вряд ли захочет иметь дело с подобным контрагентом. Прозрачный бизнес Сервис "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru/index.html) позволяет получить комплексную информацию о налогоплательщике-организации. В частности, используя данный сервис, можно оперативно получить сведения: • из единого государственного реестра юридических лиц; из реестра дисквалифицированных лиц; из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц; из единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях; о многократном участии физического лица в организациях; об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами; • о лицах, подпадающих под условия, предусмотренные пп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Использование сервиса помогает повысить защищенность при выборе контрагентов организации, в частности, не располагая специальными, в том числе платными программными средствами, штатом специализированных работников, можно заблаговременно установить, обладает ли предполагаемый контрагент признаками, присущими "фирмам-однодневкам", в частности "массовости" учредителя и руководителя, адреса места регистрации. В сервисе отражаются сведения не только об организациях, но и об индивидуальных предпринимателях. Информация о них поступает из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Также возможно получить информацию о среднесписочной численности работников организаций, уплаченных налогах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях, а также иные данные (Информация ФНС России). Недействительные ИНН юридических лиц Сервис "Недействительные ИНН юридических лиц" (https://www.nalog.ru/rn77/service/invalid_inn_ul/) также поможет определиться с позицией о возможности и необходимости заключения сделок с конкретным юридическим лицом. Используя поисковые системы данного сервиса, можно заранее определить, является указываемый организацией ИНН действительным или нет. Соответственно, сам факт использования организацией недействительного ИНН уже сам по себе свидетельствует о недобросовестности данной организации, что также может и должно учитываться при решении вопроса о необходимости выбора именно данной организации в качестве своего контрагента. Личный кабинет налогоплательщика юридического лица Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (http://lkul.nalog.ru/), согласно информации, размещенной на сайте ФНС России, позволяет получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления об уточнении платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки. Проверка сведений о наличии недоимки и налоговых правонарушениях контрагента Необходимо отметить, что сведения об организации в части нарушений законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам) и мерах ответственности за эти нарушения размещаются на сайте ФНС России в разделе "Открытые данные" (https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/), там же размещена ссылка на Формат представления сведений, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам в электронной форме. Порядок формирования и размещения на сайте ФНС России сведений, не составляющих налоговую тайну, утвержден Приказом ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@. При этом, что касается сроков, периода размещения, в том числе сведений о налоговых правонарушениях и суммах недоимки, данные вопросы урегулированы в Приложении к данному Приказу. В соответствии с п. 4 Приложения к Приказу ФНС России N ММВ-7-14/729@ сведения, указанные в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ (в части сведений о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение), формируются в набор открытых данных, в который в отношении каждой организации включаются: а) наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); б) сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа. Такие сведения указываются в отношении налоговых правонарушений, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году размещения указанных сведений на сайте ФНС России, при неуплате штрафа в срок до 1 октября года размещения таких сведений на сайте ФНС России. Также, как указано выше, указанные сведения возможно получить с помощью сервиса "Прозрачный бизнес". Информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности С помощью информационного ресурса можно получить информацию о бухгалтерской отчетности, а также аудиторские заключения и пояснения организаций. Информация доступна для просмотра и скачивания всем заинтересованным пользователям бесплатно. Тем, кому необходим весь массив данных сразу, могут оформить платное "абонентское обслуживание", подать запрос на подключение к которому можно напрямую с сайта ресурса БФО из соответствующего раздела. Бухгалтерскую (финансовую) отчетность, заверенную электронной подписью ФНС России, можно скачать из ресурса БФО. Юридическая значимость этого документа такая же, как и бумажного, - ходить за ним в налоговую инспекцию теперь не обязательно. Поиск компаний организован по ИНН, ОГРН, адресу или названию компании. Информация в ресурсе БФО обновляется ежемесячно после 25-го числа, но не позднее последнего дня текущего месяца и содержит последнюю актуальную корректировку бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (https://bo.nalog.ru/, Информация ФНС России "Бухгалтерская отчетность теперь доступна онлайн", Приказ ФНС России от 25.11.2019 N ММВ-7-1/586@, Информация ФНС России "В ресурсе БФО опубликована бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год").
Подготовлено на основе материала А.Ю. Васильева, советника государственной гражданской службы РФ 3 класса
См. также: • Кого могут признать массовым руководителем? • Правомерен ли отказ заказчику в вычете НДС, если в отношении подрядчика выявлены признаки однодневки или технической компании, но к ответственности за налоговое правонарушение заказчик не был привлечен? • Какие негативные налоговые последствия могут возникнуть, если контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации?