Скачать

Вопрос: Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Республику Узбекистан?


Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Республику Узбекистан?


Узбекистан, не являясь государством - членом ЕАЭС, является участником Договора о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) (далее - Договор). При взаимной торговле между Россией и Узбекистаном отсутствует свободное перемещение товаров, применяются таможенное декларирование и государственный контроль, однако стороны не применяют таможенные пошлины в отношении экспорта товара (за рядом исключений), а также отсутствуют количественные ограничения на ввоз (вывоз) любого товара.
Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан являются членами Евразийского экономического союза.
Республика Узбекистан членом ЕАЭС не является, и следовательно, действие Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) и предусмотренные им свобода движения товаров, отсутствие таможенного декларирования и государственного контроля на экспортную сделку по продаже товаров в Узбекистан не распространяются.
В то же время согласно Протоколу о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его сторонами и Республикой Узбекистан (подписан в г. Минске 31.05.2013) (далее - Протокол) Узбекистан является участником Договора.

Таможенные платежи
Стороны Договора не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой стороны, за исключением ряда случаев (п. 1 ст. 2 Договора).
В случаях применения экспортных таможенных пошлин номенклатура и ставки, по которым Россия применяет таможенные пошлины в отношении экспорта товаров, предназначенных для таможенной территории Узбекистана, установлены Приложением 1 к Протоколу.
В отношении ряда товаров, перечисленных в Приложении 1 к Протоколу, установлено, что ставка вывозной таможенной пошлины определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае экспорта данной категории товаров в целях определения ставок вывозных таможенных пошлин необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 27.11.2021 N 2068.

Таможенное декларирование
При взаимной торговле между Россией и Узбекистаном применяется таможенное декларирование и осуществляется государственный контроль.
Вывоз товаров из России в Узбекистан осуществляется в соответствии с таможенной процедурой экспорта в общем порядке. Применение указанной процедуры регулируется гл. 21 ТК ЕАЭС.
Условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта в соответствии со ст. 140 ТК ЕАЭС являются:
• уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС;
• соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;
• соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС, двусторонними международными договорами между государствами-членами и международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Товары при их помещении под таможенную процедуру экспорта подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары (ст. ст. 104, 105 ТК ЕАЭС).
В качестве декларации на товары допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией (п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС).
Форма декларации на товары и Порядок ее заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения".
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС).
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, указаны в ст. 108 ТК ЕАЭС. К таким документам в том числе относятся документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, транспортные (перевозочные) документы, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, документы о происхождении товаров.
К документам, подтверждающим совершение сделки с товарами, в первую очередь относится заключенный между сторонами внешнеторговый контракт, в котором отражаются условие о поставляемом товаре, цена товара, момент перехода права собственности на товар от покупателя к продавцу.
К транспортным (перевозочным) документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, могут относиться международная товарно-транспортная накладная (CMR) (если товар вывозится автомобильным транспортом), международная железнодорожная товарно-транспортная накладная.

Соблюдение запретов и ограничений
Ни одна из сторон Договора не устанавливает и/или не сохраняет на ввоз любого товара с территории другой стороны или на вывоз любого товара, предназначенного для территории другой стороны, никаких количественных запретов или ограничений (п. 1 ст. 3 Договора).
Перечни товаров, ввоз или вывоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза запрещен, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза или вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза или в отношении которых установлены количественные ограничения экспорта и импорта, утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования".
Также Перечень товаров, в отношении которых при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден Приказом ФСТЭК России от 24.11.2020 N 135 (идентификационное заключение N 4436-20/7701350013 от 3 декабря 2020 г.).
К документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений при экспорте товаров, относятся фитосанитарный сертификат (при экспорте сельскохозяйственной продукции), ветеринарный сертификат (при экспорте продукции животноводства), лицензии на экспорт (при экспорте в том числе минерального сырья, культурных ценностей, драгоценных металлов и т.д.).
Документы о происхождении товаров, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со ст. 29 ТК ЕАЭС необходимы во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Происхождение товаров также подтверждается, если таможенным органом обнаружены признаки того, что товары происходят из такой страны, товары, происходящие из которой, запрещены к вывозу с таможенной территории ЕАЭС или с территории государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе запретам и ограничениям.
При вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями государств-членов, если сертификат о происхождении товара необходим по условиям контракта, по правилам страны ввоза товаров или если наличие сертификата о происхождении товара предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров (п. 3 ст. 31 ТК ЕАЭС).
В отношении товаров, произведенных в Российской Федерации и экспортируемых в страны СНГ, в том числе Узбекистан, сертификаты о происхождении товара (форма СТ-1) удостоверяются Торгово-промышленными палатами Российской Федерации (п. п. 1.2, 3.1 Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности (Приложение к Постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 172-14)).
Указанные документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС).
Некоторые из необходимых документов возможно оформить по принципу "одного окна" с использованием информационной системы "Одно окно", созданной акционерным обществом "Российский экспортный центр" (Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2020 N 1776-р, ст. 47.1 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ).

Учет экспортного контракта в банке
Резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, сумма обязательств по которому равна или превышает эквивалент 6 млн руб., должен осуществить постановку контракта на учет в уполномоченном банке (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция)).
Организации-экспортеру, чтобы поставить контракт на учет, достаточно представить в банк общие сведения об экспортном контракте: вид, валюта экспортного контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту, а также реквизиты иностранного контрагента: наименование и страну (п. 5.4 Инструкции).
Экспортный контракт в этом случае должен быть представлен резидентом-экспортером в банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком (абз. 4 п. 5.3 Инструкции).
В случае если для постановки на учет контракта резидентом был представлен в банк проект контракта, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта должен представить его в банк (п. 5.10 Инструкции).

Подготовлено на основе материала
Е.А. Нечаевой,
советника государственной
гражданской службы РФ
3 класса



! См. также: Как облагается НДС экспорт товаров в Узбекистан?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!