Скачать

Вопрос: По каким формам и в какие сроки представляется отчетность в органы Росприроднадзора?


По каким формам и в какие сроки представляется отчетность в органы Росприроднадзора?


Состав "экологической" отчетности зависит от вида деятельности и категории объекта, на котором ведется деятельность.
В органы Росприроднадзора представляются следующие формы отчетности, в частности:
• декларация о воздействии на окружающую среду;
• декларация о плате за НВОС;
• форма 2-ТП (отходы);
• форма 2-ТП (воздух);
• отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
• технический отчет по обращению с отходами (вопрос о необходимости представления и порядке оформления данной формы рекомендуется уточнить в органах Росприроднадзора);
• декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
• отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;
• расчет экологического сбора.

Декларация о воздействии на окружающую среду
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509, один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), п. п. 1, 6, 7 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в территориальные органы Росприроднадзора, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 11.03.2021 N МК-02-02-34/6883).
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется (п. 8 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ).
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах II категории первичный срок представления декларации установлен не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, которые получены до 01.01.2019 (разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимиты на выброс загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимиты на сброс загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) (ч. 1, 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ)).

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лицами, которые должны вносить плату за НВОС (п. 8 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
При этом согласно разъяснениям Росприроднадзора, в случае если в соответствии с нормами Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за НВОС, у них существует обязанность по подаче декларации о плате за НВОС. В случае отсутствия обязанности по внесению платы за НВОС обязанность по подаче декларации о плате за НВОС отсутствует (Письмо Росприроднадзора от 20.11.2020 N АА-03-02-32/40618).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, кроме юридических лиц и ИП, ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов признаются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 (далее - Порядок).
Декларация предоставляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, через веб-портал приема отчетности "Личный кабинет природопользователя". При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном 25 тыс. руб. или менее декларация может быть представлена на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии, сформированной путем использования электронных сервисов, через веб-портал приема отчетности ("Личный кабинет природопользователя") (п. п. 5, 6, 8 Порядка, утв. Приказом Минприроды России N 1043).
Описание электронного формата декларации изложено в Информации Росприроднадзора от 30.11.2017.

Форма 2-ТП (отходы)
Форма 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 N 627.
Данную форму представляют в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения не позднее 1 февраля после отчетного периода юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Форму не представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов) (ст. 1, п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ, п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата N 627).

Форма 2-ТП (воздух)
Форма 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" утверждена Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661.
Данную форму представляют в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, имеющие в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Форма представляется не позднее 22 января года, следующего за отчетным.
Сведения представляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых по всем объектам объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ превышают 10 тонн в год либо объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности (п. п. 1 - 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата N 661, Письмо Росприроднадзора от 16.01.2019 N РН-03-01-31/1722).

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет ПЭК)
Пунктом 2 ст. 67 Закона N 7-ФЗ предусмотрена обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля.
В связи с этим предусмотрена обязанность по представлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261. Методические рекомендации по заполнению указанной формы отчета утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522.
Лица, (за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.
В случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хотя бы один из которых включен в федеральный государственный реестр, отчеты ПЭК представляются по всем объектам в территориальный орган Росприроднадзора (Письмо Росприроднадзора от 05.04.2021 N МК-02-02-34/10325).
Срок представления - ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Минприроды России полагает, что последним днем срока для представления отчета (во всех возможных форматах представления) следует рассматривать 25 марта до 24 ч. При этом ранее Росприроднадзор указывал, что последняя дата представления отчета - не позднее 23:59:59 24 марта года, следующего за отчетным (п. п. 7 - 8 ст. 67 Закона N 7-ФЗ, п. п. 1 - 2 Порядка, утв. Приложением N 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74, Письма Минприроды России от 09.09.2020 N 12-50/11613-ОГ, Росприроднадзора от 15.10.2020 N МК-02-02-32/34869, Информация Росприроднадзора).

Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (для объектов III категории)
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета ПЭК в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды (п. 5 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, п. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Срок предоставления отчета ПЭК, как указано выше, - ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (п. 1 Приложения 2 к Приказу Минприроды России N 74).

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Для объектов III категории введена обязанность представления в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом одновременно для данной категории объектов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) законодатель отменяет необходимость получения комплексного экологического разрешения и заполнения декларации о воздействии на окружающую среду (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 "О направлении информации").
Таким образом, Законом N 96-ФЗ регламентировано требование о необходимости представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Надо отметить, что форма указанной отчетности не утверждена. При этом в Письмах Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071, от 27.01.2021 N 12-50/825-ОГ даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
• содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета ПЭК в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
• статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и соответствующими подзаконными актами.
Таким образом, данный вид отчетности не является самостоятельным, а состоит из двух вышеупомянутых форм.

Технический отчет по обращению с отходами
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (п. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат разработке и утверждению в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 (далее - Порядок N 1029), и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания N 1021).
Следует учесть, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категории, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду. С 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч. 6 и 7 ст. 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч. 6 и 7 ст. 11 Закона N 219-ФЗ (ч. 1, 1.1 ст. 11 Закона N 219-ФЗ).
При этом п. 96 Административного регламента, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437, как и п. 12 ранее действовавшего Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, предусмотрено ежегодное представление технического отчета, однако Порядок N 1029 и Методические указания N 1021 не содержат указаний по его представлению.
В связи с этим в настоящее время по вопросу необходимости оформления и представления технического отчета рекомендуется обратиться за разъяснениями в органы Росприроднадзора.
Также следует отметить, что при осуществлении деятельности на объектах, категория которых не определена, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется (п. 6 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347, Росприроднадзора от 20.06.2018 N АА-10-02-32/12525).

Отчетность при производстве и импорте товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство на территории РФ и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов ЕАЭС товаров, упаковки товаров, включенных в установленные Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования этих товаров (п. п. 1, 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ). Если производитель или импортер не утилизирует отходы самостоятельно, он обязан уплатить экологический сбор (п. 7 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Разъяснения относительно представления форм указанной отчетности и уплаты экологического сбора представлены в Информации Росприроднадзора от 12.04.2021.

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки, подлежащих утилизации
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417.
Данная декларация представляется производителями и импортерами товаров в Росприроднадзор (его территориальный орган) ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом (п. п. 3, 9, 10, 13 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 1417).
Разъяснения Росприроднадзора о порядке заполнения и представления декларации представлены в Письме от 19.03.2021 N АА-10-03-34/8125.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 17 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010, п. п. 4, 5 - 7, 10, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010).
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 гг. утверждены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р.

Обратите внимание! За нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, предусмотрена административная ответственность (ст. 8.5.1 КоАП РФ).

Расчет экологического сбора
Производитель или импортер, не выполнившие нормативов утилизации, производят расчет суммы экологического сбора по форме (далее - расчет), утвержденной Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 (п. 7 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073).
Расчет представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ N 1073, Письмо Минприроды России от 04.04.2019 N 01-19-44/7874).
Порядок подтверждения принятия и представления расчета в форме электронного документа, а также его формат и структура утверждены Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 920.
В случае если в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия) либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, администратором экологического сбора составляется акт по форме, утвержденной Приказом Росприроднадзора от 21.09.2020 N 1216, в котором указываются факты ошибок и противоречий и излагаются требования о представлении обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, исправления (изменения) расчета, а также требования о погашении задолженности по экологическому сбору (п. п. 15(2), 15(3) Правил N 1073).

Данные об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении, накоплении твердых коммунальных отходов
Приказом Минприроды России от 02.09.2021 N 623 (далее - Приказ N 623) утверждены форма предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении, накоплении твердых коммунальных отходов и Указания по ее заполнению.
Данную форму представляют региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, юридические лица с собственными объектами размещения отходов, а также операторы, не передающие отходы после обработки твердых коммунальных отходов региональному оператору.
Форма представляется, в частности, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти (п. 2 Указаний).
Отчетным периодом признается календарный месяц (п. 5 Указаний).
В Приказе N 623 не говорится, в какие именно органы власти представляется эта отчетность, кроме того, Приказ N 623 не был опубликован.
Поэтому за разъяснениями по вопросу необходимости представления данной формы рекомендуется обратиться непосредственно в Росприроднадзор.

Подготовлено на основе материала
Л.В. Поповой
ООО "Управляющая компания "КВС"



! См. также: Обязана ли организация уплачивать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - транспортными средствами?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!