Правомерно ли включить в расходы в целях налога на прибыль оплату по кассовому чеку, в котором не указаны реквизиты юридического лица?
В случае отсутствия в кассовом чеке реквизитов юридического лица произведенные расходы могут быть приняты к налоговому учету по налогу на прибыль на основании иных надлежаще оформленных документов, подтверждающих осуществление расходов для целей организации.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, налогоплательщик может учитывать любые затраты при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ и в случае, если такие виды расходов не поименованы в ст. 270 НК РФ. Также организация вправе обосновать понесенные расходы документами, косвенно подтверждающими факт приобретения работ (услуг) (Письмо Минфина России от 28.01.2019 N 03-03-06/2/4675). Кроме того, расходы могут быть учтены, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы были произведены (Письмо Минфина России от 05.12.2019 N 03-03-06/2/94579).
В силу положений ст. 313 НК РФ о правилах ведения налогового учета первичные учетные документы должны соответствовать требованиям, которые установлены Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Обязательные реквизиты первичного учетного документа перечислены в ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом если законодательство Российской Федерации установило для оформления конкретных операций обязательные формы документов, то должны применяться такие формы документов (Письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-03-06/1/82673).
Таким образом, для целей ведения налогового учета первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых установлен Законом N 402-ФЗ, а при наличии специальных обязательных форм документов - такими формами. Кассовый чек является первичным учетным документом, сформированным в электронной форме и (или) отпечатанным с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ)).
Кассовый чек при осуществлении расчетов между организациями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, должен содержать наименование покупателя (клиента) (наименование организации) (п. 6.1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
При осуществлении расчетов идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации. Важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек. При этом ККТ применяется лицом, которое реализует товары (работы, услуги), с выдачей (направлением) кассового чека.
Если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (например, не предъявлена подотчетным лицом доверенность), то ККТ продавцу следует применять в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физическим лицом (Информация ФНС России).
В этом случае оприходование организацией товарно-материальных ценностей, приобретенных для нее работником, осуществляется на основании первичных учетных документов, в частности, авансового отчета, товарных чеков, а также документов, подтверждающих факт оплаты, - чеков ККТ, квитанции к приходному кассовому ордеру (Письмо ФНС России от 25.06.2013 N ЕД-4-3/11515@). Такие расходы, по мнению ФНС России, налогоплательщик вправе подтвердить кассовым чеком, а также другими первичными документами, свидетельствующими о связи понесенных расходов с деятельностью организации, направленной на получение доходов.
Таким образом, в случае отсутствия в кассовом чеке реквизитов юридического лица (подотчетное лицо не предъявило доверенность при оплате или не сообщило о том, что товар приобретается для организации) произведенные расходы могут быть приняты к налоговому учету на основании иных надлежаще оформленных документов, подтверждающих осуществление расходов для целей организации. Такой подход к учету расходов применим и в случае отсутствия договора между организациями или доверенности на совершение расчетов от имени организации. При этом следует понимать, что организации придется обосновывать принятие к учету таких первичных документов в части их связи с деятельностью организации.
Подготовлено на основе материала
В.В. Ковальчук,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса