Вопрос: Как учесть списание оргтехники в налоговом учете?
Как учесть списание оргтехники в налоговом учете?
Списание оргтехники в налоговом учете зависит от того, в каком порядке учитывались объекты оргтехники. Под оргтехникой следует понимать средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда. До 01.01.2017 понятие "оргтехника" упоминалось в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. К оргтехнике относились множительное и копировальное оборудование, не подключенное к компьютеру, офисные АТС, пишущие машины, калькуляторы, телефоны проводные и сотовые, оборудование для конференций (микрофоны, проекторы, экраны и пр.), шредеры, счетчики и детекторы банкнот, средства транспортирования документов канцелярские пневматические и иное подобное автономное офисное оборудование, включенное в группировку с кодами 14 3010000 - 14 3010440. Наиболее распространенными основаниями для списания оргтехники являются ликвидация и продажа. Рассмотрим особенности налогового учета списания оргтехники по указанным основаниям, которое должно быть документально подтверждено (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ). Ликвидация оргтехники Документальное оформление ликвидации оргтехники Ликвидацию оргтехники, относящуюся к основным средствам, следует оформлять актом, который обычно составляет комиссия с участием материально ответственных лиц и подписывает руководитель организации или лицо, им уполномоченное. В отношении оргтехники, учтенной как основное средство, оформляется, например, акт о списании по форме ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, или по форме, разработанной организацией и содержащей все обязательные реквизиты первичного учетного документа (ст. 313 НК РФ, ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Оргтехника, учтенная в налоговом учете в составе материальных расходов, может быть списана также на основании самостоятельно разработанного документа. За основу может быть взята форма МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Налоговый учет списания оргтехники при ликвидации Остаточная стоимость оргтехники, учтенной как амортизируемое имущество и ликвидируемой до истечения срока ее полезного использования, учитывается во внереализационных расходах на дату утверждения акта о списании оргтехники (п. 1 ст. 252, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). При списании оргтехники, стоимость которой ранее полностью учтена в составе расходов, повторно стоимость такой оргтехники в расходы не включается (абз. 4 п. 5 ст. 252 НК РФ). Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, по приобретенной оргтехнике, учтенной как основное средство, списываемой до окончания срока амортизации в связи с физическим и моральным износом, восстанавливать не нужно (Письмо ФНС России от 16.04.2018 N СД-4-3/7167@). При ликвидации оргтехники, учтенной в составе материальных расходов, не возникает расходов в виде фактической себестоимости оргтехники, если такие затраты уже были полностью признаны в составе материальных расходов при вводе в эксплуатацию оргтехники (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). В случае если в учетной политике организации зафиксировано решение о равномерном признании расходов на приобретение оргтехники, учтенной в составе материальных расходов, и на дату ликвидации оргтехники ее фактическая себестоимость полностью не распределена (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), то на дату ликвидации нераспределенная часть таких затрат единовременно включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией по аналогии с основными средствами. В случае привлечения сторонней организации для выполнения работ по ликвидации оргтехники стоимость таких работ включается в состав внереализационных расходов на дату подписания сторонами акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 8 п. 1 ст. 265, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Рыночная стоимость материальных ценностей, полученных при ликвидации оргтехники, учтенной как основное средство, так и как в материальных расходах, признается во внереализационных доходах на дату утверждения акта о списании оргтехники (п. 13 ч. 2 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271, п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.05.2016 N 03-03-06/1/30913). Рыночную стоимость материальных ценностей можно подтвердить справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такие же ценности (например, из рекламных объявлений), или отчетом независимого оценщика. В дальнейшем по мере реализации ценностей, полученных при ликвидации оргтехники, учтенной как основное средство, их стоимость на дату реализации можно учесть в расходах (абз. 2 п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42057). Продажа оргтехники Документальное оформление продажи оргтехники При продаже оргтехники продавец и покупатель заключают договор купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Продажа оргтехники, учтенной как основное средство, может оформляться актом о приеме-передаче объекта основных средств по формам ОС-1, ОС-1б или по самостоятельно разработанной организацией форме. В разд. 1 акта по форме ОС-1, который заполняется на основании данных передающей стороны, указываются сведения о выбывающем объекте, в том числе сумма амортизации, начисленная с начала эксплуатации. Раздел 2 акта по форме ОС-1 заполняется только организацией-покупателем в одном экземпляре (продавец его не заполняет). Акт составляется не менее чем в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. На основании акта делается запись в инвентарной карточке переданного вида оргтехники, которая прилагается к акту. Инвентарная карточка может быть оформлена по формам ОС-6, ОС-6а, ОС-6б или по самостоятельно разработанной организацией форме. Продажа оргтехники, учтенной в составе запасов, оформляется накладной на отпуск материалов на сторону, товарной накладной либо универсальным передаточным документом, форма которого при указании статуса "1" должна быть дополнена строкой "Документ об отгрузке N п/п" (Письма ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368). Налоговый учет списания оргтехники при продаже Выручка от продажи оргтехники, учтенной как основное средство, признается доходом от реализации на дату перехода права собственности на оргтехнику к покупателю. Выручка определяется исходя из договорной цены оргтехники. Доход от реализации оргтехники можно уменьшить на затраты, связанные с ее реализацией, и на остаточную стоимость амортизируемого данного объекта, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (п. 1 ст. 253 и пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с реализацией оргтехники, превышает выручку от ее реализации, разница между этими величинами признается убытком. Такой убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования продаваемой оргтехники и фактическим сроком ее эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ). Доходы и расходы от продажи оргтехники признаются на дату реализации (п. 3 ст. 271 НК РФ). При продаже оргтехники, не являющейся амортизируемым имуществом, выручка от ее реализации признается доходом в сумме, установленной договором купли-продажи на дату ее передачи покупателям (п. 3 ст. 271 НК РФ). При продаже оргтехники расходы по данной операции в налоговом учете отсутствуют, если ее стоимость в полном объеме уже была признана в составе материальных расходов при передаче оргтехники в эксплуатацию. Но если стоимость оргтехники не признана полностью в расходах на дату реализации, то выручка от реализации может быть уменьшена на часть стоимости, не признанной в расходах.
Подготовлено на основе материала Е.В. Орловой, начальника отдела аудита ООО "ПАРТИ"
См. также: Как отразить списание оргтехники в бухгалтерском учете?