Скачать

Вопрос: Каковы обязанности работодателя - принимающей стороны для иностранного гражданина?


Каковы обязанности работодателя - принимающей стороны для иностранного гражданина?


Работодатель - принимающая сторона должен представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания.
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, что предполагает возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2501-О, Постановление Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 87-АД20-5).

Обязанности работодателя при трудоустройстве иностранного гражданина
Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)).
Постановке на учет по месту пребывания подлежат как постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, так и временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранец (ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 109-ФЗ).
Принимающей стороной для иностранного гражданина может являться и работодатель (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность, если фактически проживает по адресу указанной организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).
В таком случае работодатель по общему правилу должен представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания или в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность вахтовым методом (ч. 2 - 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Для постановки на учет по месту пребывания в общем случае иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет работодателю документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором РФ).
В свою очередь, работодатель как принимающая сторона с соблюдением установленных сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета лично, или в электронной форме, либо через МФЦ, либо направляет его почтовым отправлением (ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
При получении от работодателя уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания орган миграционного учета осуществляет постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания (ч. 1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 150 Административного регламента, утв. Приказом N 856).
Работодателю выдается отрывная часть бланка указанного уведомления, которую он должен передать иностранному гражданину. Если уведомление подано в электронной форме, то принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, распечатывает ее копию на бумажном носителе и передает прибывшему иностранному гражданину (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
В некоторых случаях иностранный гражданин должен самостоятельно представить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета. Такая обязанность возлагается на него в следующих случаях (ч. 3, 3.1, 3.2, 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ):
• при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне (в данном случае - работодателю) направить в орган миграционного учета указанное уведомление;
• если иностранный гражданин имеет в собственности жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, и фактически проживает в нем. При этом он лично или в электронной форме либо через МФЦ представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета. Документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, можно не представлять, если содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
• если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину РФ, постоянно проживающему за пределами РФ, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории РФ. В этом случае иностранный гражданин к уведомлению дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина;
• с письменного согласия работодателя на самостоятельное уведомление постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания. Уведомление представляется в орган миграционного учета непосредственно либо через МФЦ либо направляется почтовым отправлением.
Также принимающая сторона обязана представить уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Уведомление представляется в орган миграционного учета лично, или в электронной форме, либо через МФЦ, либо направляется почтовым отправлением (ч. 2.2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).
Если у иностранного гражданина отсутствует место жительства (место пребывания) на территории РФ, недвижимое имущество и (или) транспортное средство, а также если он не состоит на налоговом учете, то он подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения работодателя (п. 7.4 ст. 83 НК РФ).
Постановка на налоговый учет иностранного гражданина осуществляется в течение 15 дней с момента предоставления работодателем сведений в налоговый орган согласно п. 2 ст. 230 НК РФ. В этот же срок работодателю выдается уведомление о постановке иностранного гражданина на налоговый учет.
Работодатель в течение пяти дней со дня получения уведомления из налогового органа обязан передать его иностранному гражданину и предоставить в налоговый орган подтверждающий это документ (п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

Ответственность работодателя - принимающей стороны и срок привлечения к ответственности
Нарушение принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность. На организацию может быть наложен штраф в размере от 400 000 до 500 000 руб.
Административный штраф в таком же размере может быть наложен на принимающую сторону - организацию за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1, 4 ст. 18.9 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 18.9 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)
Настоящее мнение не является официальным разъяснением и (или) нормативно-правовым актом.

Подготовлено на основе материала
Е.А. Ширшовой
Федеральная служба
по труду и занятости



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!