Скачать

Вопрос: Как облагается НДС оказание иностранной организации маркетинговых услуг?


Как облагается НДС оказание иностранной организации маркетинговых услуг?


Оказание услуг российской организацией иностранной организации не облагается НДС на территории РФ, за исключением случаев, когда услуги приобретаются иностранной организацией через свое постоянное представительство, находящееся в РФ.
Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.
Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС определяется по месту деятельности заказчика (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). При этом место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии либо в отношении филиалов и представительств - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство) (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (п. 2 Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
Ранее ФНС России высказывала мнение (Письма от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@ и от 21.07.2006 N 03-4-03/1379@), что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора об оказании услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, а именно услуги по исследованию конъюнктуры рынка, которые предполагают осуществление следующих процедур:
• определение размера и характера рынка;
• расчет реальной и потенциальной емкости рынка;
• анализ факторов, влияющих на развитие рынка;
• учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;
• определение степени насыщенности рынка и т.д.;
• сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.;
• исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;
• наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.;
• анализ внешних факторов развития рынка.
Причем даже если у заказчика - иностранной организации создано на территории РФ представительство, но договор об оказании услуг заключен непосредственно с иностранной организацией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-08/33135). Местом реализации будет РФ только в случае заключения договора с действующим в РФ представительством, в этом случае маркетинговые услуги будут облагаться НДС в общем порядке (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Следует иметь в виду, что российская организация, оказывающая маркетинговые услуги иностранным лицам, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, имеет право на принятие к вычету сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым при оказании этих услуг (Письмо Минфина России от 21.06.2021 N 03-07-08/48769).
В настоящее время согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность по исследованию конъюнктуры рынка отнесена к коду 73.20.1 "Исследование конъюнктуры рынка", при этом деятельность по проведению маркетинговых исследований и оказанию прочих услуг в сфере рекламы, нацеленных на привлечение и удержание клиентов, проведению промо-акций продукции, маркетинговых исследований пунктов продаж, адресной рассылки рекламных материалов, консультированию в области маркетинга соответствует коду 73.11.

Подготовлено на основе материала
М.Д. Люлинского,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!