Вопрос: Каковы правила размещения наружной рекламы?
Каковы правила размещения наружной рекламы?
В общем случае для размещения наружной рекламы необходимо заключить договоры о ее установке и эксплуатации с собственником объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Правила размещения наружной рекламы установлены в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и иными нормативными правовыми актами. Например, в г. Москве это Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП (далее - Правила N 712-ПП). Понятие наружной рекламы и типы рекламных конструкций Наружной рекламой является реклама, размещаемая на рекламных конструкциях, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта. Рекламная конструкция, размещенная на конструктивных элементах сооружений, обращенных на проезжую и/или пешеходную часть улицы (например, на козырьке подземного пешеходного перехода), относится к наружной рекламе (Письмо ФАС России от 03.06.2021 N АК/45295/21). Типы рекламных конструкций могут быть такие: • щиты; • стенды; • строительные сетки; • перетяжки; • электронные табло; • проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование; • воздушные шары, аэростаты; • иные технические средства стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе). По мнению ФАС России, под иными техническими средствами стабильного территориального размещения понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (Письмо ФАС России от 03.06.2021 N АК/45295/21). Также ФАС России отметила, что реклама, размещенная на зданиях без применения специальных креплений, например наклейки на окнах, не может рассматриваться как распространяемая посредством рекламных конструкций. Помимо этого, выделен тип временной рекламной конструкции, срок размещения которой обусловлен ее функциональным назначением и местом установки и составляет не более 12 месяцев. К числу временных рекламных конструкций относятся строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства (ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе). Правилами N 712-ПП выделяются (подраздел 3.1 Правил N 712-ПП): • рекламные конструкции, размещаемые на объектах благоустройства, присоединяемые к объектам недвижимости; • отдельно стоящие рекламные конструкции; • рекламные конструкции, присоединяемые к объектам недвижимости (зданиям, сооружениям); • уникальные (нестандартные) рекламные конструкции. Под объектами благоустройства, на которых размещаются рекламные конструкции, понимаются киоски, остановочные пункты наземного городского транспорта общего пользования, указатели с рекламным модулем, общественные туалеты нестационарного типа, пункты проката велотранспорта, объекты праздничного и тематического оформления г. Москвы. Документы, необходимые для размещения наружной рекламы Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договор о ее установке и эксплуатации с собственником земельного участка, здания или иного объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, если она используется (см., например, вопрос: Требуется ли получение разрешения на установку рекламной конструкции в виде вывески над входом в магазин с указанием наименования, адреса и режима его работы?). В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 5, 9 ст. 19 Закона о рекламе). В г. Москве используемая рекламная конструкция должна соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, иметь маркировку с указанием владельца, номера его телефона и рекламного места, а также отвечать иным требованиям, установленным разд. 4 Правил N 712-ПП. При проектировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации и утилизации рекламных конструкций, а также их частей должны быть соблюдены требования разд. 10 Правил N 712-ПП. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является обязательным условием для ее использования. Владелец рекламной конструкции также обязан уведомлять уполномоченный орган, выдавший разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении ее (например, передача в аренду или в доверительное управление) (ч. 9, 9.3 ст. 19 Закона о рекламе). Порядок получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регламентирован ч. 9, 11 - 14, 17 ст. 19 Закона о рекламе. Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию в пределах срока действия договора на ее установку и эксплуатацию. Если владелец рекламной конструкции одновременно выступает собственником недвижимого имущества, на котором планируется ее размещение, то срок действия разрешения устанавливается в соответствии с его заявлением при условии соблюдения предельных сроков, установленных законодательством субъектов РФ. В г. Москве выдачей разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций занимается Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы (п. 5.1 Правил N 712-ПП). Для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет в компетентный орган заявление, к которому заявитель - физическое лицо прилагает данные о себе, а также согласие законного владельца объекта недвижимости, к которому прикрепляется рекламная конструкция, на его использование с этой целью либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Такое согласие должно быть представлено в виде письменного или электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов указанных услуг (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе). За выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подлежит уплате государственная пошлина в размере 5 000 руб. (п. 105 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ). Решение о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев с момента поступления документов (ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе). Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято из-за несоответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, нарушения правил безопасности дорожного движения, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, перечень которых является исчерпывающим, как то: несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных ч. 5.1, 5.6, 5.7 ст. 19 Закона о рекламе. В г. Москве информация обо всех выданных разрешениях на установку и эксплуатацию рекламных конструкций фиксируется в Государственном реестре рекламных конструкций. В него также подлежит внесению информация о смене владельца рекламной конструкции, об изменении технологии смены изображения на ней в соответствии с п. п. 6.3 - 6.4 Правил N 712-ПП. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется получать в случае размещения рекламы непосредственно на витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы (ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе). Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции и порядок его заключения Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции заключается ее владельцем с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому она прикрепляется (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Договор с владельцем рекламной конструкции помимо собственника может также заключить иное уполномоченное им лицо, например арендатор объекта недвижимости или доверительный управляющий при условии, что договор доверительного управления не содержит на этот счет ограничений (ч. 7 ст. 19 Закона о рекламе). В случае размещения рекламной конструкции на общем имуществе собственников многоквартирного дома договор заключается с лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Согласие собственника на заключение договора также требуется в случае, если рекламная конструкция будет размещена на объекте недвижимости, принадлежащем лицу на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (ч. 6 ст. 19 Закона о рекламе). Если рекламная конструкция размещается на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, то заключение договора возможно только по результатам торгов в форме аукциона или конкурса. Торги могут проводиться только при условии утверждения схемы размещения рекламных конструкций (ч. 5.1 и 5.8 ст. 19 Закона о рекламе). Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции может быть заключен с единственным участником торгов, если они были признаны несостоявшимися или к участию в них не были допущены иные лица (ч. 5.7 ст. 19 Закона о рекламе). Порядок проведения торгов на право заключения договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции предусмотрен ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. В г. Москве срок действия договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции на имуществе г. Москвы, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении уникальных конструкций составляет 5 лет, а в отношении всех остальных - 10 лет (п. п. 5.8 - 5.9 Правил N 712-ПП). Следует учитывать, что в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в рамках исполнения ранее заключенного по результатам торгов договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции собственник недвижимого имущества и владелец рекламной конструкции (стороны по договору) вправе заключить дополнительное соглашение, если оно не меняет существенных условий данного договора (например, цены договора) или иных условий договора, имевших существенное значение для определения цены на торгах (Письмо Минфина России от 24.07.2020 N 28-06-04/65095).
Подготовлено на основе материала А.И. Бычкова ООО "ПИМПЕЙ КАССА"
См. также: • Что признается рекламной конструкцией? • Каков порядок установки рекламной конструкции?