Какие страны входят в Таможенный союз и какими правилами регулируется перемещение товаров его участниками?
В Таможенный союз, сейчас - Евразийский экономический союз, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия. В ЕАЭС имеется общая таможенная граница и действует единое таможенное регулирование, применяются единый ТК ЕАЭС, Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) и товарная номенклатура (ТН ВЭД ЕАЭС), а также национальные акты в сфере таможенного дела, не противоречащие актам Союза. При перемещении товаров между государствами - членами ЕАЭС не взимаются таможенные пошлины и не применяются другие меры таможенно-тарифного регулирования и меры нетарифного регулирования, ограничивающие взаимную торговлю. При этом установлен ряд исключений из общего порядка.
Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан являются участниками Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), которым предусматривается создание экономического, в том числе Таможенного союза.
Таможенный союз предусматривает единую таможенную территорию (включающую территорию всех государств - членов ЕАЭС и территории, находящиеся под их юрисдикцией), в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также действуют ЕТТ ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (ст. 2 Договора о ЕАЭС).
Общие принципы функционирования Таможенного союза государств - членов ЕАЭС
В рамках Таможенного союза государств-членов (п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС), в частности:
• функционирует внутренний рынок товаров;
• осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
В рамках функционирования внутреннего рынка Союза во взаимной торговле товарами государства - члены Союза не применяют (п. 3 ст. 28 Договора о ЕАЭС):
• ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие);
• меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование (ст. 1 ТК ЕАЭС (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017))), которое включает в себя:
• установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами;
• установление порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций;
• установление порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля;
• регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таким образом, в ЕАЭС имеются общая таможенная граница и единое таможенное регулирование, применяются единый ТК ЕАЭС, ЕТТ ЕАЭС и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), при этом применяются национальные акты в сфере таможенного дела, не противоречащие указанным актам Союза. В частности, в Российской Федерации применяется Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Товары, произведенные на территории Союза или законно ввезенные в Союз (приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с ТК ЕАЭС), признаются товарами Союза и свободно перемещаются между государствами - членами Союза.
Соответственно, при перемещении таких товаров между государствами - членами Союза не взимаются таможенные пошлины и не применяются другие меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, ограничивающие взаимную торговлю (за исключением некоторых особых случаев).
Указанные правила применяются и в отношении товаров из Армении, несмотря на то, что Республика Армения не имеет общей границы с другими государствами - членами Союза. Для перемещения товаров в Республику Армения и из Республики Армения через территории третьих стран, не входящих в Союз (обычно через Грузию), применяется процедура таможенного транзита.
Следует учитывать, что в Российской Федерации при взаимной торговле товарами с государствами - членами Союза предусматривается представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Статистическая форма учета перемещения товаров не представляется, в частности, в отношении товаров, не подлежащих учету в соответствии с Методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза, утверждаемой Евразийской экономической комиссией, товаров, подлежащих декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации, товаров, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, а также отдельных категорий товаров, определяемых Правительством РФ (ч. 2, 2.1 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 891).
Особенности ввоза отдельных товаров, применения таможенных пошлин и таможенного декларирования
Особый порядок установлен для Перечня товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин (п. 3 ст. 1 и ст. 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в г. Минске 19.05.2011), применяемого в соответствии с Протоколом о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (Приложение N 31 к Договору о ЕАЭС), п. 3 Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (подписан 27.07.2015), Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 N 59).
Согласно Протоколу о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (подписан в г. Бурабай 16.10.2015) (далее - Протокол) такие товары считаются условно выпущенными и не допускаются к обращению на всей территории ЕАЭС. При этом Республика Казахстан обеспечивает принятие необходимых мер по недопущению вывоза товаров, указанных в п. 3 ст. 3 Протокола, на территорию других государств - членов Союза (п. 4 ст. 3 Протокола).
Исключение сделано только в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, моторных транспортных средств для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, которые могут временно ввозиться на территории других государств - членов Союза лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, в случае если такие автомобили (и прочие моторные транспортные средства) зарегистрированы на территории Республики Казахстан на указанных лиц (п. 3 ст. 4 Протокола).
В то же время, если ввозные таможенные пошлины были уплачены в Республике Казахстан исходя из общеустановленных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС, соответствующий товар приобретает статус товара ЕАЭС и может свободно обращаться на территории Союза (п. 5 ст. 3 Протокола).
Республика Казахстан приняла на себя обязательства обеспечить прослеживаемость импортированных товаров, включенных в указанный Перечень. Эти обязательства предусматривают указание номеров таможенных деклараций и порядковых номеров товаров по таможенной декларации в соответствующих (товаросопроводительных) документах при обращении таких товаров на территории Республики Казахстан, а также обязанность создать систему учета таких товаров, которая обеспечит формирование и регистрацию в государственной базе данных Республики Казахстан и передачу в другие страны товаросопроводительного документа, содержащего сведения о товарах, их количестве, номерах таможенных деклараций и порядковых номерах товаров в таможенных декларациях, об уплате ввозных таможенных пошлин (п. п. 9 - 10 ст. 3 Протокола). Другие государства - члены Союза вправе осуществлять учет таких товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли и устанавливать требование о наличии документов, указанных в абз. 2 п. 10 ст. 3 Протокола, в числе обязательных товаросопроводительных документов (п. 11 ст. 3 Протокола).
Согласно Решению Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 N 5 такими документами в настоящее время являются бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, а также следующие документы:
• при перемещении товаров, ранее ввезенных из третьих стран, - копия таможенной декларации;
• при перемещении товаров, произведенных на территории Республики Казахстан, - оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1. Следует учесть, что с 16.04.2020 по 01.08.2022 включительно при перемещении таких товаров, если они включены в Перечень произведенных на территории Республики Казахстан товаров, в отношении которых допускается использование сертификата о происхождении серийной продукции, согласно Приложению N 1 к Решению Евразийского межправительственного совета от 10.04.2020 N 2, вместо сертификата формы СТ-1 допускается использование сертификата о происхождении серийной продукции (п. 2 Решения Евразийского межправительственного совета N 2);
• при перемещении товаров, произведенных на территориях свободной экономической зоны и свободных складов, - оригинал сертификата о происхождении товаров формы CT-KZ;
• при перемещении товаров, ранее ввезенных из других государств-членов, - копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
При отсутствии документа, подтверждающего уплату ввозных таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ЕАЭС, товар не допускается к ввозу на территорию других стран ЕАЭС и может быть не принят к перевозке перевозчиком (п. 10 ст. 3 Протокола).
Следует иметь в виду, что при вывозе из Российской Федерации в другие государства - члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом ЕАЭС и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС, без взимания таможенных сборов за таможенные операции (п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 529).
При совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, таможенному декларированию путем подачи декларации на товары подлежат товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 00 - 2715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС (п. 3 ст. 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (заключено в г. Москве 12.01.2007), Письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518).
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров между государствами - членами ЕАЭС
Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) в ЕАЭС при экспорте и импорте товаров между государствами - членами Союза установлен ст. 72 Договора о ЕАЭС и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС) и предусматривает применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (в стране импортера).
При этом п. 5 ст. 72 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства - члена Союза не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства - члена Союза. Согласно п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров, которые ввозятся на территорию государства - члена Союза физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности, и товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (при этом законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).
Статьей 71 Договора о ЕАЭС также установлено, что во взаимной торговле государства - члены Союза взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогообложение в государстве - члене Союза, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств - членов Союза, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством - членом Союза при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории.
Таким образом, при импорте товаров из государств - членов Союза в Российскую Федерацию юридическими лицами и предпринимателями эти юридические лица и предприниматели должны уплатить косвенные налоги (НДС и при необходимости акцизы) по соответствующим ставкам и представить в налоговый орган: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, предусмотренной Приложением 1 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее - Протокол об обмене информацией), либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденный Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (далее - перечень заявлений), и другие необходимые документы, а также налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@.
При экспорте (налогоплательщиками НДС) товаров из Российской Федерации в государства - члены Союза для подтверждения права на применение ставки НДС 0% представляются документы, предусмотренные п. 1.3 ст. 165 НК РФ, в том числе договор (контракт), и содержащие отметку об уплате НДС в другом государстве - члене Союза заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, предусмотренной Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией, либо перечень заявлений (в случае представления перечня согласно п. 1.3 ст. 165 НК РФ могут не представляться транспортные (товаросопроводительные) документы).
Если экспортер не является налогоплательщиком НДС, то эти требования на него не распространяются.
Дополнительно отметим, предоставлена возможность в электронной форме подать пакет документов, а также обмениваться сведениями с налоговым органом по принципу "одного окна" с использованием информационной системы "Одно окно" (п. 18 Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2020 N 1776-р, ст. 47.1 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Специальные экономические меры в отношении ввозимых в РФ товаров
В Российской Федерации осуществляется контроль за ввозом товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, предусматривающие запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, - это Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560, п. 1 Указа Президента РФ от 21.11.2020 N 730, п. 1 Указа Президента РФ от 20.09.2021 N 534, Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778).
Следует учесть, что ввоз на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия возможен при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны при соблюдении порядка осуществления таких перевозок, а также при осуществлении транзитных международных воздушных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в установленных случаях (п. п. 1.1, 1.2 Указа Президента РФ N 560, п. 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).
Прослеживаемость товаров
Оборот товаров, включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией, включая их перемещение с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза в связи с реализацией, в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019), либо товаров, включенных в национальные перечни, подлежит прослеживаемости. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 и включает, в частности, такие товары, как холодильники, стиральные машины, телевизоры, мониторы и проекторы, детские коляски и детские автокресла, автопогрузчики, дорожную технику (бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, катки) и другие товары.
Не допускается перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза при отсутствии в национальной системе прослеживаемости сведений об операциях, связанных с таким перемещением (ст. 11 Проекта Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза, утв. Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 N 20).
При ввозе из других государств - членов Союза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо уведомлять об этом налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты принятия таких товаров на учет. Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по утвержденной форме в порядке, установленном Положением о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 (далее - Положение). При ввозе товаров из государств - членов Союза (кроме товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита) налоговые органы на основании уведомления не позднее следующего календарного дня присваивают регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ), и сообщают его участнику оборота товаров в электронной форме (п. п. 25, 26 Положения).
При этом если товар приобретен до вступления в силу Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, перед совершением операций с указанным товаром для присвоения РНПТ необходимо представить в ФНС России уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (п. п. 28, 29 Положения, Письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650).
РНПТ вместе с установленной единицей измерения и сведениями о количестве товаров указывается налогоплательщиками НДС в счетах-фактурах (корректировочных счетах-фактурах), а юридическими лицами и предпринимателями, применяющими УСН и другие специальные налоговые режимы, предусматривающие освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, РНПТ указывается в универсальных передаточных документах (УПД) (универсальных корректировочных документах). Налогоплательщики НДС в общем случае передают информацию об этих документах в налоговой декларации по НДС (разд. 8 и 9), а иные лица - в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, который ежеквартально передается в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 13, разд. VIII Положения, п. п. 45.4, 47.4 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).
При перемещении в связи с реализацией товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Союза участники оборота товаров обязаны уведомлять о таком перемещении по утвержденным форме и формату налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки таких товаров (п. 23 Положения).
При этом за нарушение законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, планируется установление административной ответственности (Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@).
Маркировка отдельных видов товаров
Для обеспечения законности оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, на территориях государств - членов ЕАЭС с даты введения маркировки отдельных товаров средствами идентификации запрещаются хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) таких немаркированных товаров (ст. 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (заключено в г. Алматы 02.02.2018)).
На территории ЕАЭС Решениями Совета Евразийской экономической комиссии введена маркировка: обувных товаров, отдельных товаров легкой промышленности (одежды из кожи, курток, пальто, блузок, постельного и кухонного белья и др.), фотокамер и фотовспышек, шин и покрышек, духов и туалетной воды, молочной продукции, упакованной воды. В особом порядке осуществляется маркировка меховых изделий (Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 08.08.2019 N 72, от 18.11.2019 N 127, от 18.11.2019 N 130, от 18.11.2019 N 129, от 18.11.2019 N 128, от 23.12.2020 N 129, от 29.10.2021 N 113, от 02.12.2015 N 86). По инициативе государств - членов Союза Советом Комиссии может быть введена маркировка других товаров на всей территории ЕАЭС. Если после уведомления одним из государств - членов Союза Совета Комиссии о намерении ввести маркировку отдельных товаров Советом Комиссии не будет принято решение о введении маркировки таких товаров на всей территории ЕАЭС, то государства-члены могут ввести на своей территории маркировку товаров в соответствии со своим законодательством. Такие решения приняты в отношении алкогольной и табачной продукции (ст. 7 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018, Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2021 N 43, от 23.04.2021 N 44).
На основании п. 3.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р утвержден Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В этот Перечень, помимо товаров, подлежащих маркировке во всех государствах - членах ЕАЭС, дополнительно включены, в частности, сигареты, велосипеды и упакованная вода. Этот Перечень также может изменяться и дополняться новыми видами товаров, подлежащими маркировке.
Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения. Коды маркировки можно получить на основании заявок на получение кодов маркировки, заключив типовой договор с оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ООО "Оператор-ЦРПТ", сайт: https://честныйзнак.рф/business/) за плату (50 коп. за один код маркировки без учета НДС). Маркировку необходимо нанести до ввоза товаров (п. п. 4 - 6 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ 26.04.2019 N 515, п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2019 N 577).
Правила технического регулирования в ЕАЭС
В ЕАЭС действуют общие правила технического регулирования. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза. Государства - члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (указанные положения не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер) (п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС).
Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования в ЕАЭС
Также в ЕАЭС действуют единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования и взаимно признаются ветеринарные сертификаты. Подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары перевозятся с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза в соответствии с едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями. Указанные товары сопровождаются ветеринарным сертификатом, если иное не определено Евразийской экономической комиссией. Государства - члены Союза взаимно признают ветеринарные сертификаты, выдаваемые уполномоченными органами в области ветеринарии по единым формам, утверждаемым Евразийской экономической комиссией (п. 6 ст. 58 Договора о ЕАЭС).
Валютный, экспортный и пограничный контроль
Необходимо также учитывать, что валютный контроль в отношении внешнеэкономических сделок с нерезидентами из государств - членов Союза осуществляется в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Кроме того, Договором о ЕАЭС не регулируются вопросы экспортного контроля при перемещении между государствами - членами Союза товаров двойного назначения.
Договором о ЕАЭС также не предусматривается прекращение пограничного (паспортно-визового) контроля при пересечении границ между государствами - членами Союза (кроме пересечения границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь гражданами этих стран, предусмотренного ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006)).
Необходимо учитывать, что в целях нераспространения новой коронавирусной инфекции применяются временные ограничения перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан. При этом для граждан государств - членов ЕАЭС и в том числе граждан Республики Беларусь предусмотрены ряд исключений и особые условия по сравнению с гражданами других государств.
Подготовлено на основе материала
В.В. Шинкарева
Евразийская экономическая комиссия