Должна ли организация - арендатор офисного помещения сдавать форму 2-ТП (отходы), если в результате ее деятельности образуются отходы, подобные ТКО, которые по условиям договора помещаются в мусорный контейнер арендодателя?
Если по договору аренды организация-арендатор помещает свои отходы в контейнер арендодателя, то, по нашему мнению, она не должна представлять форму 2-ТП (отходы).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять специальную отчетность (п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ).
Форма 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 N 627 (далее - форма 2-ТП (отходы)).
По общему правилу форму 2-ТП (отходы) представляют организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.
Организации и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не сдают форму 2-ТП (отходы) при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата N 627):
• образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
• заключен договор с региональным оператором;
• не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов).
Заполненная форма представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации (индивидуального предпринимателя).
Таким образом, обязанность по представлению отчетности возложена только на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
К обращению с отходами относится деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, где, в частности, накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абз. 4, 19 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Собственники ТКО обязаны заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона N 89-ФЗ).
Вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений (Письмо Минприроды России от 09.07.2020 N 25-47/17005).
Таким образом, арендатор фактически может являться собственником ТКО и самостоятельно осуществлять накопление отходов в принадлежащих ему либо предоставленных арендодателем контейнерах (см., например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.07.2021 N Ф06-6676/2021 по делу N А12-33051/2020, Решение Московского городского суда от 10.10.2019 по делу N 7-12674/2019). Если же по договору мусор собирает арендодатель, то достаточных оснований утверждать, что накопление отходов осуществляет арендатор, не имеется (Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 34-АД15-1).
Если арендатор размещает ТКО, образующиеся в процессе его хозяйственной деятельности, в контейнеры арендодателя, то, по нашему мнению, фактически переходит право собственности на отходы и отчетность по форме 2-ТП (отходы) обязан представлять арендодатель, поскольку в таком случае он осуществляет накопление отходов (см., например, Решение Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 7-1572/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.11.2017 N Ф10-4704/2017 по делу N А68-10859/2016).
Следовательно, организация-арендатор в указанном случае не может быть признана субъектом деятельности по обращению с отходами, определяемой в соответствии с Законом N 89-ФЗ, и не должна представлять форму 2-ТП (отходы).
В.В. Михайлов
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр